Менеджмент образовательного учреждения

Сущность менеджмента

Национальные хозяйства различных стран строятся на принципах рыночных отношений. Они формируются за счет свободы действий экономических субъектов, их стремления к максимизации прибыли и их открытости к взаимодействию. Независимость действий субъектов, их обособленность порождают конкурентную борьбу, которая требует от экономических агентов постоянного поиска методов развития и улучшения своего текущего положения. Одним из принципов построения успешного бизнеса является грамотная организация внутренних процессов.

Определение 1

Менеджмент представляет собой научную область знаний, которая занимается вопросами управления объектами экономической деятельности в условиях рыночных отношений с целью получения желаемых хозяйственных результатов. Основная его цель заключается в максимизации эффективности использования ресурсов компании.

Выделяют два основных направления в менеджменте компании:

  • общее, осуществляющее работу целых системных объектов или отдельных крупных подсистем;
  • функциональное или прикладное, направленное на управление конкретной сферой деятельности предприятия.

Можно сказать, что в задачи менеджмента входит планирование, реализация плана и осуществление контроля над его исполнением. Однако, современный менеджмент строится на более глубоких принципах работы. Например, регулирующая функция управления реализуется через систему контроля и установления обратной связи, позволяющей вносить соответствующие коррективы. Непосредственное управление процессами осуществляется на основе прогнозирования и составления плана, формировании моделей будущих бизнес-процессов, а также в разработке тактических целей и задач. В сфере административного менеджмента широко применяются стандартизация, нормирование и внедрение регламента работ.

Сущность менеджмента заключается в общей оптимизации работы определенной хозяйственной системы с целью повышения эффективности использования, имеющихся у нее ресурсов, для достижения конкретных экономически результатов. На практике управление осуществляется через системный анализ, поставку целей на длительный и текущий период, формирование конкретных конечных решений, корректировку на основе обратной связи.

Особенности предприятий сферы образования

Основной единицей хозяйственной деятельности в экономике является предприятие. Они имеют различные формы организации, типы и виды, но все они производят экономическое благо и реализуют его для получения дохода, либо удовлетворения нужд общества.

Под учреждением в законодательстве РФ понимается организация, созданная собственником для осуществления социально-культурных, управленческих или иных некоммерческих функций. Обычно учреждения частично или полностью финансируются сторонними организациями, либо из государственного бюджета. Поэтому целью учреждения не является финансовая прибыль. Коммерческая деятельность осуществляется им только в случае реализации своих уставных целей.

Основными чертами образовательного учреждения можно назвать:

  • Наличие статуса юридического лица с соответствующими правами и обязанностями.
  • Некоммерческий тип деятельности.
  • Имущество находится в оперативном управлении.
  • Наличие право на осуществление коммерческой образовательной деятельности.
  • Возможность распоряжаться доходами от коммерческой деятельности в собственных интересах.

Существует множество видов образовательных учреждений. Например, для детей младшего возраста в России существуют дошкольные организации, далее следуют школы, университеты, колледжи, техникумы, а также различные специализированные образовательные учреждения на базе общегосударственных.

В отдельную группу можно выделить учреждения дополнительного образования. Сюда относят центры творческого развития, внешкольной работы, туризма, дворцы и дома детского творчества, музыкальные школы, спортивные школы, детские лагеря, детские парки и так далее. В высшем образовании речь идет об учреждениях, занимающихся переподготовкой кадров, повышения квалификации, помимо того, существуют различные школы, курсы и учебные центры занятости.

Менеджмент образовательного учреждения

В современном мире существует большое число частных предприятий, оказывающих общественно-значимые услуги на коммерческой основе. Однако, базу образовательной системы составляют государственные учреждения, субсидируемые из бюджета страны. Управление данными организациями осуществляется, прежде всего, государственным аппаратом. В России оно реализуется на трех уровнях:

  • федеральном, занимающимся вопросами общей организации системы образования в стране;
  • региональном, определяющем особенности практического применения законов и нормативов;
  • муниципальном, отвечающим за решение вопросов местного значения.

Менеджмент в образовательном учреждении обеспечивает стабильность его функционирования, способствует развитию и внедрению инноваций, а также поддерживает внутренние процессы. Руководители образовательных учреждений обязаны иметь представления о педагогической работе. Это необходимо для проведения своевременного анализа любых сбоев в системе работы организации, а также поиска решения в целях их преодоления.

В соответствии с основами управления в образовательных учреждениях на основе анализа формируется план развития на будущие периоды. Например, в сфере школьного образования план составляется на ближайшие пять лет. Такой подход позволяет повысить эффективность работы организации, а также снизить вероятность наступления сбоев в работе или преодоления рисковых ситуаций. Специфика сферы образования требует особого внимания к подбору кадров.

Обязательным является контроль над результатами выполнения выдвинутых руководящих решений. Сбор информации позволяет установить обратную связь, отследить слабые места в системе управления, внести соответствующие коррективы.

Замечание 1

Специфика работы образовательных учреждений заключается в сочетании интересов детей и взрослых, а также обеспечении бесперебойного функционирования под воздействием этого фактора. Поэтому в детях развивается самостоятельность, инициативность, самосознание, а также осуществляется поддержание авторитета педагога в глазах родителей и детей.

Источник

Поделитесь ссылкой: