Лидерство менеджера

Лидерство менеджера

1. Концепция лидерства в управлении предприятием
2. Функции и методы лидерства
3. Виды и различия лидерства

Концепция лидерства в управлении предприятием

Лидерство менеджера 1 – Студенты России

История развития лидерства параллельна истории развития человеческого общества. Срок его научного исследования насчитывает не один десяток лет, а определений лидерства как понятия существует несколько сотен. Несмотря на это, единого подхода в изучении концепции лидерства до сих пор не выработано. 

В общепринятом смысле, лидером группы или сообщества является человек, способный объединить и направить усилия других членов сообщества на достижение поставленных целей.

Определение 1
Человек, способный в определённых ситуациях влиять на поведение всех людей сообщества, членом которого он является, определяется как лидер этого сообщества.

В менеджменте лидером считается член коллектива, на которого возлагается обязанность принятия решений в определённых ситуациях. Это авторитетный человек, на которого возлагается системообразующая функция и функция регулирования взаимоотношений внутри коллектива.

Основа лидерства в менеджменте – подчинение главенствующему индивиду упорядоченных и организованных взаимоотношений коллектива. Само лидерство невозможно без систематизированного и разнопланового воздействия на людей.

Однако, оно невозможно без присутствия обратного взаимодействия. В процессе функционирования предприятия, членами коллектива постоянно создаются условия и ситуации решение которых предполагает наличие лидера.

Лидерство коренным образом отличается от административного командования, предполагающего назначение «с выше» и выполняющего управленческие функции. Оно возникает в процессе межличностных и ситуативных отношений в организованных группах людей.

Лидерство и управление в менеджменте не одно и тоже. Наиболее частые ошибки при их определении это:

  • Считать предпринимателя лидером;
  • Признавать лидером назначенного управленца (менеджера);
  • Видеть основу лидерства в профессиональных навыках;
  • Считать лидером человека, достигшего высоких профессиональных показателей.

Подводя итоги сказанного выше можно определить, что лидерство – это взаимоотношения главенствующего индивида и его последователей. Оно предполагает использование различных источников и методов власти, наиболее эффективных в данной конкретной ситуации и направленных на организацию людей на решение поставленных задач.

Функции и методы лидерства

К основным функциям лидерства следует отнести:

  1. Интегративную. Предполагает объединение всех членов коллектива одной идеей, согласовав и определив при этом их личные интересы.
  2. Коммуникативную. Направлена на создание межличностных связей внутри сообщества и их связей с внешними объектами.
  3. Ориентационная. Наиболее актуальна для политического лидерства. Предполагает решение поставленных задач с учётом социальных потребностей людей.
  4. Мобилизационная. Направлена на побуждение членов коллектива к выполнению определённых действий и работ.
  5. Инструменталистская. Связана с определением и разработкой инструментов необходимых для достижения целей, стоящих перед коллективом.

Лидерство менеджера ориентированно на организацию общественной группы и координирование её действий в ходе трудового процесса. Обязанности менеджера: определение и постановка конкретных задач, управление ходом их выполнения и представление готовых результатов.

Вторая по значимости функция – мотивация членов коллектива, находящихся у него в подчинении. Предполагает целый набор материальных и моральных инструментов, способных убедить людей в необходимости решения поставленных задач и вселят в них уверенность в возможности достижения желаемых результатов.

Третья основополагающая функция лидерства – представление и защита интересов коллектива за его пределами. Предполагает планирование дальнейшей работы коллектива и поддержание баланса между его потребностями и возможностями их удовлетворить.

Замечание 1
Для эффективного выполнения основополагающих функций менеджеру необходимы: высокий профессионализм, умение строить отношения с подчинёнными и волевые черты характера, которые позволят ему объединить коллектив и сориентировать его на выполнение поставленных задач.

Виды и различия лидерства

На практике лидерство делится на два типа: формальное и неформальное.

Формальное подразумевает управление коллективом с позиции руководящей должности. Неформальное лидерство – управление людьми с помощью личного авторитета, харизмы и общепризнанных лидерских качеств. 

Проще говоря, формальный лидер назначается вышестоящими органами и является юридическим представителем административного управления. Неформальный лидер может не занимать управленческой должности, но является руководителем в межличностных и ситуативных отношениях.

Замечание 2
В практике предприятий не редки случаи, когда формальный лидер является одновременно и неформальным. Но бывают и случаи, когда формальный лидер – менеджер компании, а неформальный – представитель трудового коллектива.

Источник

Поделитесь ссылкой: