Лидерство в организации

Лидерство и руководство являются основополагающими понятиями в менеджменте, с которыми связано грамотное управление и принятие решений в бизнесе. Однако эти понятия, несмотря на некоторую их схожесть, все же отличаются друг от друга не только сущностными характеристиками, но и механизмами организации процесса.

Под лидерством следует понимать комплексное взаимодействие следующих элементов:

  • человеческие качества, личностные характеристики индивида, которые делают человека лидером;
  • процесс, в котором есть ведущий и ведомые;
  • деятельность индивида по разрешению противоречивых вопросов, конфликтов и принятию влиятельных управленческих решений.

Лидер — это личность, которая играет знаковую ролей в определении направлений деятельности, контроле деятельности и возможных изменений. Вопросы лидерства вызывали интерес с древних времен, но целенаправленное и комплексное изучение лидерство началось только во времена Ф. Тейлора. Тогда было проведено много исследований, определялись социальные и личностные критерии и характеристики лидера, механизмы достижения лидерской позиции в организации. Лидерство является типом управленческого взаимодействия, который основан на сочетании источников власти и направлений, побуждающих людей к достижению общих конкретно выделенных целей. Как и власть, лидерство является потенциалом, заложенным в человека.

Лидерство является частью образа менеджера, поскольку менеджерская деятельность предполагает наличие управленческой жилки. Чаще всего лидерские качества проявляются в совокупности, но встречаются и отдельно взятые характеристики, которые влияют на способность человека стать грамотным управленцем и вести за собой других сотрудников, являясь неформальным лидером. Среди черт характера лидера следует обратить внимание на следующие:

  1. умение заручаться поддержкой окружающих;
  2. умение кооперироваться;
  3. быть гибким, уметь адаптироваться под непрерывно меняющиеся условия;
  4. умение брать на себя ответственность и риск, принимать решения и отвечать за поступки;
  5. умение убеждать окружающих в собственной правоте;
  6. умение быть надежным человеком, который знает, чего хочет и какими путями добьется намеченных целей.

Сущность понятия «руководство»

Управленческая деятельность выступает в качестве необходимого вида работы на предприятии. Осуществляется управление руководителем или менеджером, некоторые обязанности делегируются подчиненным. Как правило, руководители характеризуются относительно той роли, которую они занимают в организации. Например, руководство является особым типом поведения, которое ожидается от человека, если тот занимает конкретное положение и имеет определенный статус. Руководители занимаются управлением, и в этом состоит их основная функция. Управление — это еще и совокупность дополнительных процессов, например, планирование и организация мероприятий, мотивация сотрудников и контроль деятельности. Процессы необходимы для того, чтобы сформулировать цели и достичь их во благо организации.

Руководство осуществляется на нескольких уровнях, Первый из них — технологический, подразумевающий ежедневное осуществление операций и действий относительно деятельности предприятия. Второй уровень – управленческий, на этом уровне менеджеры координируют работу внутри организации, согласовывают различные виды деятельности и определяют приемлемость тех или иных вариантов решений. Третий уровень – институционный, на этом уровне руководители занимаются разработкой долгосрочных планов, установлением целей, изменениями политики организации, ее связями с другими организациями.

Стиль руководства определяется спецификой деятельности компании в целом, направлениями развития и особенностями характера сотрудника, который имеет шанс занять руководящую должность.

Несмотря на то, что руководство осуществляется на нескольких уровнях, некоторые функции присущи всем руководителям. Первая — принятие решений, которые могут повлиять на производственные процессы, качество товаров и услуг, предлагаемых потребителям. Вторая – выполнение крупных работ в быстром темпе. Руководители — люди, которые не только возлагают на себя обязанности в соответствии с видами работ, но и люди, которые могут брать ответственность за выполнение иных видов работ. Например, некоторые руководители берутся лично обучать новичков, вводить новых сотрудников в курс дела и контролируют процессы обучения и адаптации сотрудников к новым условиям. Помимо этого, руководители — также живые люди, и они могут находиться в плену личных проблем на работе и дома.

Как уже было отмечено, важную роль в процессе управления играет стиль руководства.

Замечание 1

Под стилями руководства понимают индивидуально-типические особенности целостной, устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью грамотного выполнения управленческих функций.

Использование руководителем навыков профессионального общения ярко проявляется в стилях руководства. Распространенной классификацией стилей руководства является использование следующих:

  • авторитарный;
  • демократический;
  • либеральный.

Авторитарный стиль подразумевает, что руководитель официален в общении, не склонен считаться с мнением других сотрудников и коллег. Около 90% действий авторитарного начальника- это властные команды и приказы, за невыполнение которых сотрудники рискуют получить штраф, выговор или быть уволенными.

Демократический стиль подразумевает предприимчивость руководителя. В общении руководитель взаимодействует наравне с сотрудниками, а также спокойно воспринимает критику. Главная черта — непрерывный контакт с сотрудниками, некоторые полномочия могут быть делегированы другим сотрудникам и менеджерам.

Либеральный стиль, подразумевает, что руководитель опасается конфликтов, недостаточно активен и зависит от мнения окружающих. Подобный стиль характеризуется безответственностью и панибратством.

Источник