Общая характеристика личностного аспекта взаимодействия человека и организационного окружения
Определение 1
Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения – это совокупность поведенческих, мировоззренческих, когнитивных и социальных проявлений взаимодействия между индивидом и его организационным окружением.
Каждый человек уникален: различия между людьми проявляются во всем многообразии характеристик. Например, если сравнить двух людей, они могут отличаться:
- по полу,
- по возрасту,
- по росту,
- по весу,
- по родному языку (и вообще языкам, которыми владеют),
- по полученному образованию,
- по системе приоритетов и ценностей и т.д.
Разные люди по-разному ведут себя в одной и той же ситуации, по-разному совершают одинаковые действия. С одной стороны, благодаря такому разнообразию человек и является человеком (а не машиной, аналогичной всем выпущенным в одной серии с ней). Это позволяет организации существенно расширить возможности и потенциал. С другой стороны, это разнообразие приводит к возникновению трудностей в управлении организацией, порождает конфликты и проблемы в процессе взаимодействия индивида и его организационного окружения.
Основополагающие личностные начала человеческого поведения:
- восприятие,
- критериальная основа,
- мотивация.
Восприятие человеком организационного окружения
Определение 2
Под восприятием понимают процесс получения информации из окружения, а также последующую ее обработку.
Сама структура процесса восприятия у всех людей одинакова:
- на входе информация получается из внешней среды,
- затем информация обрабатывается, преобразуется к определенному порядку,
- на выходе – информация, которая заключает в себе представления личности об окружающей ее среде. Эта информация формирует основу действий человека, представляет собой исходный материал для определения поведения.
Хотя схема процесса для всех одинакова, каждый человек по-своему воспринимает действительность. Даже если на входе у нескольких человек имеются идентичные сведения, на выходе у каждого будет получена собственная информация.
В восприятии человеком организационного окружения можно выделить два важных процесса:
- отбор информации,
- систематизация информации.
Каждый из этих процессов у разных людей имеет как общие черты, так и особенности, определяемые индивидуальными свойствами личности.
На этапе отбора человек использует доступные ему каналы получения информации, но воспринимает с их помощью не все поступающие сигналы. Отбор информации производится под действием различных факторов:
- возможностей органов чувств,
- отношения к происходящему,
- предыдущего опыта,
- ценностей,
- настроения и т.д.
Наглядный пример: группа студентов сидит на лекции. Один студент не может рассмотреть, что преподаватель пишет на доске, другой отвлекается на разговор с соседом по парте, а третий внимательно слушает. Находясь в одинаковых условиях аудитории, эти студенты вынесут разный объем информации. Механизм отбора чрезвычайно важен, поскольку он защищает мозг от перегрузок – но, с другой стороны, он может привести к потере значимой информации.
Систематизация информации осуществляется двумя способами:
- логическая обработка информации (преобразование на основе логических операций),
- чувственная обработка информации (на основе чувств, предпочтений, эмоций, убеждений).
Итак, хотя в целом и отбор, и систематизация информации производятся на основе определенных принципов, каждый человек имеет индивидуальные особенности протекания этих процессов. Это всегда делает восприятие индивидуальным и субъективным. Поэтому для эффективного взаимодействия с человеком и управления им важно хотя бы в общем виде знать то, каковы характерные черты восприятия этим человеком действительности.
Критериальная основа поведения
Замечание 1
Под критериальной основой поведения понимают те устойчивые личностные характеристики, которые влияют на принятие решений, определяют выбор человека того или иного стиля поведения.
На решения относительно поведения влияет множество факторов:
- цели человека,
- условия, в которых происходят действия,
- личные возможности,
- динамика процессов, происходящих в окружении,
- настроение и т.д.
Тем не менее, несмотря на действие ряда внешних факторов, поведение отдельного человека имеет определенную предсказуемость и стабильность, опирается на присущие именно этому индивиду принципы поведения, предпочтения и критерии выбора, внутренние запреты и так далее. При этом в идентичных ситуациях разные люди могут принять совершенно разные решения, что также обусловлено различиями в их критериальных базах.
Критериальная база человеческого поведения включает ряд компонентов:
- расположение к людям, процессам и событиям,
- разделяемые данным человеком ценности,
- набор верований,
- принципы, которым человек следует.
Каждый человек несет в себе индивидуальное начало, что-то, делающее его исключительным и индивидуальным. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации, создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем.
На индивидуальность человека влияют три группы факторов:
- физиологические особенности и наследственность (к этой группе относится внешность, физиологические реакции, некоторые поведенческие черты),
- факторы, зависящие от окружения (культура, принадлежность к конкретным социальным группам, жизненный опыт),
- особенности и черты характера.
Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения должен учитывать все индивидуальные характеристики человека – как прямо влияющие на его взаимодействие с организацией, так и определяющие поведение косвенным способом.