Личностные особенности профессионального стресса менеджеров по продажам

Понятие профессионального стресса

Представители разных, даже самых престижных профессий порой испытывают настоящий стресс. Какой бы интересной ни была работа, как бы положительно она не сказывалась на благосостоянии человека – сложный график, переживания из-за публичных выступлений, постоянные взаимодействия с людьми и обеспокоенность за конечный результат все равно сказываются на его здоровье.

Определение 1

Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, которое возникает, когда на индивида воздействуют эмоционально-отрицательные, а порой и экстремальные факторы. Связаны эти факторы с выполняемой профессиональной деятельностью, поэтому на представителей разных профессий действуют разные группы стрессогенных факторов.

Специалисты различают несколько видов профессионального стресса, а именно:

  1. Информационный;
  2. Эмоциональный;
  3. Коммуникативный.

Чаще всего работники не справляются с возникшими задачами: не успевают завершить работу, не обладают достаточным опытом и практическими навыками для принятия решения. Отсюда возникают серьезные информационные и эмоциональные перегрузки, причем напряженность усиливается, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности. Также случаи неопределенности, общая неудовлетворенность оказывают серьезнейшее влияние на индивида. Стресс может развиваться и в хронической форме, при которой индивид не испытывает серьезных проблем и перенапряжения, и в целом его состояние остается удовлетворительным. Но опытные эксперты и врачи утверждают: рано или поздно стрессовая ситуация может сказаться на организме и психике человека — он утрачивает внимательность, решения принимаются им не обдуманно, а скорее эмоционально, у него теряется интерес к работе и профессии, исчезает мотивация далее развиваться из-за упадка сил, заболеваний и хронической усталости.

Эмоциональный стресс может остро переживаться индивидом. На неудачи в карьере накладываются неудачи в личной жизни, неудовлетворенность собой. Эмоциональный стресс возникает и при реальной, и при предполагаемой опасности, когда работник испытывает тревожность, но настоящий объект тревожности никаким образом себя не проявляет. Есть опасность и переживания относительно вины и гнева, унижений и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений и общей неудовлетворенности собственным положением внутри команды.

Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами, которые работник испытывает в процессе выстраивания коммуникаций и делового общения. Коммуникативный стресс проявляется в виде повышенной раздражительности и неустойчивости настроения, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособность грамотно и четко сформулировать отказ. Также работники могут не знать элементарных специальных приемов защиты от манипулирования. Следует отметить, что в разных ситуациях складываются различные стрессовые проявления, и они по-разному влияют на работников разных сфер.

Особенности профессионального стресса у менеджеров по продажам

Психологи выявили особое понятие «профессиональный стресс у менеджеров», и оно тут же оказалось в поле зрения менеджеров и управленцев. Деятельность менеджера, в частности менеджера по продажам, связана с постоянным стрессом, общением с людьми и значительным напряжением. Зачастую эти факторы приводят к тому, что человек оказывается в состоянии повышенной нервозности, и большую часть физических и эмоциональных сил тратит на то, чтобы избавиться от этого неприятного ощущения.

Как показывает статистика, длительное переживание стрессовых состояний или интенсивное воздействие стресс-факторов профессиональной среды могут привести к серьезным эмоциональным и соматическим нарушениям: психосоматическим заболеваниям, десоциализации, разным видам профессиональных и личностных деформаций. Стресс приводит к снижению эффективности труда, нарушениям психического и физического здоровья. Менеджер ориентирован на то, чтобы найти индивидуальный подход к каждому клиенту. Переживания относительно ощущений клиента, его решения, а также постоянный поиск новых методов работы с клиентами приводит к выгоранию сотрудника.

Поэтому важнейшим навыком современного менеджера является выявление основных симптомов стресса, а затем и его источников. Для этого человеку необходимо научиться распознавать малейшие признаки плохого самочувствия и дискомфорта. Только в результате подобной диагностики работник наконец приходит к мнению о том, что его проблема – это далеко не миф, а самая настоящая суровая реальность, и без решения проблемы в ближайшее время можно лишь усугубить ситуацию.

Современному руководителю постоянно приходится принимать нестандартные решения, быстро сосредоточиваться и переключать внимание с учётом неожиданно меняющихся условий, работать в режиме ожидания, неопределённости, дефицита или избытка времени, информации, различных ресурсов. К тому же руководитель тратит до 80% своего рабочего времени на коммуникацию, большую часть времени на подчинённых, которых надо организовывать, контролировать, мотивировать и стимулировать к эффективному труду, а также развивать и обучать подчинённых. Менеджеры сами нуждаются в значительной помощи и контроле своего состояния, и поэтому они обращаются к экспертам – тренерам, коучам, психологам. Те проводят углубленные исследования, анализируют состояние менеджера, помогают ему разобраться в источнике неприятных ощущений и решить проблему, не допуская осложнения текущей ситуации.

Стресс, таким образом, является одной из серьезных проблем управленцев. Каждому менеджеру необходимо вооружиться практическими и теоретическими знаниями о причинах возникновения и симптомах профессионального стресса, типовых организационных и личностных проблемах, которые становятся источниками стресса. Общая стратегия в деятельности менеджера должна состоять в том, чтобы соответствовать всем предъявляемым к нему требованиям, но так, чтобы испытываемый стресс не выходил за рамки нормы.

Источник