Замечание 1

Конкурентный анализ рынка является обязательным первым шагом перед разработкой стратегии маркетинга. Правильное проведение такого анализа и оценки конкурентной среды дает возможность создания устойчивого конкурентного преимущества продукта, выбора правильных каналов коммуникации и снижения операционных рисков.

Основные правила конкурентного анализа рынка

При проведении конкурентного анализа очень важно четко понимать его цели и заранее определить границы и основных конкурентов.
Основной целью конкурентного анализа является получение достаточной информации в части сильных и слабых сторон конкурентов, их стратегии, возможностях и намерениях для роста эффективности своих действий. Как правило, анализ конкурентного окружения необходим при:

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу
«ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд ?

Попробовать

  • разработке маркетинговой стратегии продвижения товаров;
  • составлении прогноза плана продаж;
  • разработке ассортиментной, ценовой и товарной политики;
  • выборе основных характеристик и свойств товара;

Методики проведения конкурентного анализа

Методика конкурентного анализа по М. Портеру является достаточно глобальной и основательной, ее рекомендуется один раз в 3-5 лет. Основными этапа модели конкурентного анализа являются:

  1. Оценить потенциальные возможности: достоинства и недостатки конкурентов.
  2. Определить будущие цели: определение основных мотивов конкурента.
  3. Определить текущую стратегию: какова тактика конкурента сегодня и каковы его потенциальные действия в будущем.
  4. Выявить мнение конкурента о собственном рыночном положении и об отрасли вообще.
  5. Составить прогноз действий конкурента.

Существует еще одна методика конкурентного анализа, которую необходимо проводить как минимум один раз в год. Этот анализ включает в себя несколько основных блоков:

  • Описание и прогнозирование состояния конкуренции внутри отрасли;
  • Построение конкурентной карты;
  • Определение прямых и косвенных конкурентов;
  • Проведение сравнительного анализа продукта и ассортимента в целом с конкурентами;
  • Анализ ценовой, сбытовой стратегии по сравнению с конкурентами, изучение методов позиционирования и продвижения, используемых на рынке;
  • Сравнение материальных, трудовых и технологических ресурсов, используемых конкурентами.

В качества вывода по результатам такого анализа является получение вывода о конкурентных преимуществах фирмы.

Способы получения информации о конкурентах

Для эффективного проведения конкурентного анализа предприятия важно собрать максимально полную информацию о ключевых рыночных игроках. Необходимую информацию можно получить в результате маркетингового исследования конкурентов с использование следующих методов:

  1. Опрос потребителей, который позволит собрать мнения и представления у разных целевых групп в части основных игроков на рынке.
  2. Мониторинг торговых точек на предмет анализ качества и условий выкладки товара, стратегии в части продвижения и ассортимента.
  3. Использование Интернета – анализ отзывов в сети, подробное изучение сайта компании — конкурента.
  4. Опрос рыночных экспертов, сбор мнения о качестве продукции конкурентов, их имиджа.
  5. Анализ обзоров отрасли и рынка, которые содержат данные о финансовых показателях, открытых рейтингах и основных характеристиках бизнеса конкурентов.
  6. Посещение тематических выставок, конференций и семинаров с целью сбора полезных контактов и данных о коммуникационной стратегии конкурентов.

Замечание 2

Полученную информацию можно эффективно проанализировать с помощью метода сравнительного конкурентного анализа, который основан на сопоставлении параметров фирмы с аналогичными данными основных рыночных игроков.

Источник