Понятие коммерческого риска

Определение 1

Коммерческий риск в рыночных условиях – это неотъемлемый элемент предпринимательской деятельности в любой сфере.

Определение 2

Под риском понимается возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе реализации планов и использования бюджета предприятия.

Риски бывают следующих типов:

  • производственный, состоящий в вероятности неисполнения заключенных договоров, возникновении непредвиденных расходов или потери имущества,
  • коммерческий, выражающийся в не реализации имеющихся товаров, ценовых изменениях, увеличении издержек обращения, потерях товаров,
  • кредитный,
  • финансовый,
  • инвестиционный,
  • рыночный.

От риска могут возникать различные потери:

  • трудовые,
  • материальные,
  • финансовые,
  • специальные (специфические).

Определение 3

Под коммерческим риском понимают риск, который возникает в процессе реализации товара или услуг, купленных или произведенных предпринимателем.

Основные причины возникновения коммерческого риска:

  • снижение объема реализации вследствие снижения потребности или спроса на товар, который реализует компания. Это может быть обусловлено, в частности, введением ограничений по продажам, вытеснением рассматриваемого товара прямыми или косвенными конкурентами, невостребованностью в связи с внешними условиями (например, в теплую зиму снижается спрос на газ),
  • рост закупочных цен во время реализации предпринимательского проекта,
  • незапланированное уменьшение объемов поставок. Это приводит к сокращению масштаба реализуемого проекта, увеличению средних расходов (за счет того, что условно-постоянные расходы распределяются на меньшее число единиц товаров или услуг),
  • потери товаров (в том числе вследствие естественной порчи, противоправных действий третьих лиц, стихийных бедствий и т.д.),
  • утрата товаром качества в процессе обращения (хранения, транспортировки), что приводит к сложностям реализации или снижению цены,
  • повышение издержек обращения по сравнению с плановыми вследствие выплаты отчислений, штрафов, пошлин в большем объеме, чем ожидалось. Это приводит к тому, что прибыль фирмы снижается (или увеличиваются убытки).

В состав коммерческого риска входят следующие разновидности рисков:

  • риски, связанные с реализацией товаров и услуг на рынке,
  • транспортные риски — связанные с процессами транспортировки,
  • риски, связанные с процессом приемки товара покупателями,
  • риски, связанные с утратой покупателем платежеспособности,
  • риски возникновения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Каждый из рассмотренных рисков имеет внутреннее деление. Так, например, классификация транспортных рисков впервые была систематизирована Международной торговой палатой в Париже в 1919 году, а унифицирована в 1936 году. По степени ответственности транспортные риск делятся на четыре группы: C, D, E, F. Каждая группа (кроме Е) в свою очередь делится на подгруппы.

Способы уменьшения коммерческих рисков

Коммерческие риски тесно связаны с применяемыми компаниями логистическими моделями. Полностью избавиться от рисков невозможно, поскольку они порождаются угрозами, возникающими на стыке внутренней корпоративной среды и внешней рыночной (как в отношениях с поставщиками, так и в отношениях с покупателями).

Обобщенно можно выделить три способа уменьшения коммерческих рисков:

  • методы избегания рисков. Это не очень эффективный метод, он уместен только применительно к высокому уровню опасности. Он позволяет избежать угрозы, но в то же время гарантированно не получить прибыль,
  • методы принятия рисков,
  • специальные методы снижения рисков.

Наибольший интерес представляют именно методы последней группы. Применительно к коммерческо-сбытовой деятельности получили распространение следующие методы снижения рисков:

  1. Диверсификация, то есть распределение состава правовых и деловых отношений, средств между различными объектами взаимодействия. Желательно, чтобы эти объекты обладали разными характеристиками и не были связаны между собой. Диверсификация способствует снижению риска за счет того, что даже если исходящая от объектов угроза реализуется, то вряд ли от всех сразу. Диверсификация может быть следующих видов:

    • диверсификация поставщиков. В результате тендера для каждого товарного наименования или группы можно выбрать основного поставщика и несколько резервных (дублирующих, потенциальных). В случае проблем с поставками от основного поставщика фирма может обратиться к резервным,
    • диверсификация ассортимента. В продуктовом портфеле компании должны быть наименования, характеризующиеся разнонаправленным спросом со стороны разных покупателей. Иными словами, чтобы при снижении спроса на один из товаров возрастал спрос на другой,
    • диверсификация покупателей,
  2. Лимитирование, то есть применение системы ограничения объема сделки в случае выявления или наступления определенных условий. Лимитирование может относиться к максимуму по:

    • объему сделок с одним контрагентом,
    • размеру товарных запасов,
    • коммерческому кредиту одному покупателю,
  3. Страхование, сущность которого заключается в перекладывании риска на специализированную страховую компанию. Традиционно коммерческие риски хорошо страхуются – в большинстве случаев речь идет о страховании грузов, страховании неплатежей, страховании недопоставки и недопродажи продукции и страховании на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств. Наряду с внешним страхованием может применяться и внутреннее страхование рисков, когда под конкретные коммерческие риски создаются резервные фонды. Из этих источников производится возмещение возникающих убытков при возникновении рисковых событий.

Замечание 1

Выбор методов снижения рисков осуществляется каждой компанией в индивидуальном порядке.

Источник