Ключевые направления государственной антикризисной политики и инструменты её реализации

Государственное антикризисное управление

Определение 

Государственное антикризисное управление – это часть общей системы государственного управления, которая включает в себя прогнозирование и своевременную диагностику кризисных ситуаций, анализ причин их возникновения, определение первоочерёдных мер, направленных на сдерживание кризисных явлений, а также разработку комплексной программы по выходу из кризисной ситуации и восстановлению устойчивого экономического роста.

Стоит отметить, что эффективность антикризисного управления напрямую зависит от реализации комплексного системного научного подхода.

В периоды экономических кризисов самая большая нагрузка и ответственность, связанная с обеспечением экономической безопасности страны, ложится на органы государственного управления, поскольку государственные антикризисные меры являются основой для выживания и выхода из кризиса как предприятий, так и домохозяйств. Государственная антикризисная политика концентрируется на их защите и предотвращении банкротства и снижения уровня и качества жизни населения, поддержании потребительского и инвестиционного спроса, устранении административных барьеров для предпринимательства.

Во время кризисов роль государства в управлении экономикой и социальными процессами возрастает в несколько раз. Государство выполняет роль организатора и координатора правовых, финансовых организационных, управленческих мероприятий, которые проводятся на всех уровнях, особенно на микроуровне. В такой ситуации государство уполномочено взять на себя серьёзную часть расходов по антикризисным мерам, и, помимо этого, расширяет государственный сектор экономики для выполнения стратегических и социально значимых функций.

Прогнозирование развития внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на социально-экономическое развитие государства, ранняя диагностика кризиса, разработка методов, специальных программ и мер по его смягчению и преодолению, системная подготовка кадров для сферы антикризисного управления способны эффективно противостоять кризисным явлениям.

Выделяют несколько основных принципов антикризисного управления, они следующие:

  • Научное обоснование антикризисных мер.
  • Правовое обеспечение антикризисного управления.
  • Поддержка финансовой системы.
  • Оказание помощи наиболее крупным структурообразующим предприятиям.
  • В приоритете социальная защита населения.
  • Предотвращение массовых высвобождений.
  • Поддержка малого предпринимательства и расширение самозанятости населения.

Разработка и реализация антикризисных мер осуществляется в комплексном подходе в управлении. С этой целью выстраивается целая система мер, которая воздействует на все аспекты социально-экономического развития территорий. В зависимости от глубины, скорости распространения кризисных явлений, возможностей государства мобилизовать ресурсы с целью борьбы с кризисом, необходимо выделять наиболее значимые для экономики страны направления деятельности. Примечательно, что в каждом конкретном случае и для каждого государства они должны разрабатываться персонально, однако, можно провести обобщение методов и инструментов, которые применяются органами государственного управления разных стран.

Среди наиболее значимых направлений антикризисной политики государства являются следующие:

  • Разработка правовой основы антикризисного управления.
  • Разработка механизмов финансовой стабилизации.
  • Бюджетно-налоговое регулирование.
  • Поддержка реального сектора экономики.
  • Совершенствование организационных структур государственного управления.
  • Снижение напряжённости на рынке труда.
  • Социальная защита населения.
  • Поддержка внутреннего спроса.

Все, перечисленные выше направления, являются приоритетными в кризисные времена для государства и экономики страны. Теперь о каждом более подробно.

Разработка правовой основы антикризисного управления

Государство является ключевой фигурой при разработке правовой базы и методик антикризисного регулирования. Правовое обеспечение отражается в гражданском, бюджетном и налоговом законодательстве, а также в различных законах, регулирующих деятельность акционерных обществ, в законодательстве о конкуренции и малом бизнесе, о банкротстве, о страховании, в арбитражном и уголовном законодательстве.

В любой сфере правовое регулирование поведения субъектов и объектов рыночной системы имеет свои специфические особенности.

Пример 1

Правовое регулирование в условиях кризиса, прежде всего, проявляется во внесении изменений в Бюджетный кодекс страны и связанные с ним законодательные акты, поскольку именно в нём устанавливается порядок принятия и изменения государственного бюджета.

В кризисное время необходимы юридические основания для введения новых ставок налогов, смягчающих налоговое бремя на бизнес, которое закрепляет новые формы и методы государственной поддержки.

Пример 2

В США в этой связи был принят новый специальный закон «Американский акт восстановления и реинвестиций», который предусматривал мероприятия общей суммой на 787 млрд. долл.

Разработка механизмов финансовой стабилизации

Среди наиболее эффективных и оперативных мер стимулирования экономики в условиях кризиса можно отнести меры денежно-кредитной политики. Основная её цель в том, чтобы нормализовать ситуацию в банковской сфере и обеспечить широкий доступ предприятий к кредитованию на выгодных условиях. Кроме того, государственная денежно-кредитная политика в условиях кризиса способствует восстановлению инвестиционных процессов в экономике, делает кредиты максимально доступными для реального сектора экономики. Предпринимает усилия для снижения ставки рефинансирования, регулирования норм обязательных резервов, а также операций на открытом рынке.

Для защиты населения и предприятий во время кризиса по мере необходимости вносятся поправки в нормативные правовые документы о банковской деятельности, которые не дают возможности банкам включать в кредитный договор положения об изменении в одностороннем порядке срока действия договора, размера процентной ставки, порядка определения ставки, размера комиссионного вознаграждения, введения новых комиссий и требований о долгосрочном погашении кредита в условиях кризиса и подорожания денежных ресурсов. При этом важно отметить, что банки вправе разрешать устанавливать плавающие ставки, которые чаще всего применяются для долгосрочных ссуд, как ипотека, и которые выдаются на десятки лет и имеют привязку к какому-либо финансовому индикаторы, к примеру, к ставке рефинансирования.

Бюджетно-налоговое регулирование

В кризисные времена возникает необходимость пересмотра бюджета в условиях падения государственных доходов. Кроме того, в данный момент будет важно обеспечить бюджетное финансирование антикризисных программ, уточнить размеры и ограничения бюджетного дефицита, а также обеспечить право на расширение состава источников финансирования дефицита бюджета и пр. Также подлежит пересмотру и политика государственных расходов, неотложно необходимо ввести режим жёсткой экономии, поскольку чрезмерные расходы могут спровоцировать финансовую нестабильность.

Замечание 1

В кризисные времена увеличивается значимость деятельности правительств, которая направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств. При этом бюджетная политика меняется в соответствии с глубиной и продолжительностью кризиса.

Примечательно, что в этой связи меняются и другие фискальные рычаги – госрасходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Налоговая политика в границах антикризисного управления концентрируется на обеспечении жизнеспособности субъектов предпринимательства как налогоплательщиков и источников рабочих мест в условиях наносимого кризисом ущерба, на реализацию посильной поддержки хозяйствующим субъектам посредством качественного улучшения налогового администрирования, на стимулирование позитивных структурных изменений в экономике посредством последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки.

Налоговая политика, которая имеет стимулирующий характер, проявляется в основном в снижении налоговых ставок и во введении налоговых льгот. Она становится причиной роста совокупного спроса, увеличения предложения труда, снижению затрат предприятий на рабочую силу, увеличению инвестиционного спроса. При этом важно понимать, что снижение налогов может приносить не только положительный результат, но и негативный в том числе. Среди последних увеличение бюджетного дефицита, который должен бать профинансирован за счёт наращивания государственного долга, что может спровоцировать рост процентных ставок.

Важнейшее направление бюджетных расходов в кризис – государственное инвестирование создания и обновления объектов инфраструктуры. Под ней подразумевают ремонт и строительство дорог и жилья, обустройство детских садов и школ и пр. Среди наиболее востребованных объектов инфраструктуры для бизнеса можно выделить строительство дорог и производство электроэнергии. Подразумевается, что государственное участие в этой сфере позволит обеспечить спрос на продукцию, а население, в свою очередь, получить новые рабочие места, что даст толчок экономике к выходу из кризиса. Наличие и качественные уровень развития инфраструктуры будут лишь способствовать поддержке и развитию бизнеса и в перспективе оказывают влияние на его территориальное расширение.

Пример 2

Данной концепции придерживаются США, Великобритания, Китай и некоторые другие страны. Россия тоже с началом кризиса стала придерживаться этого пути, стремясь тем самым улучшить экономическую ситуацию посредством разнообразных вливаний в инфраструктуру.

Однако спустя некоторое время было заявлено, что инфраструктурные инвестиционные проекты не смогли оправдать ожидания инвесторов, и правительство переориентируется на стимулирование потребительского спроса. В этой связи стоит отметить, что по-прежнему активно развивалось частно-государственное предпринимательство в строительстве инфраструктурных объектов.

Антикризисное управление предоставляет важные позиции курсовой политике. Поддержание курса национальной валюты может сопровождаться снижением объёма денежной массы и снижением резервов, проведением серьёзных интервенций на валютном рынке. Примечательно, что в ожидании девальвации в условиях кризиса спрос на иностранную валюту увеличивается.

Поддержка реального сектора экономики

Государство занимается разработкой комплекса мер, которые сконцентрированы на расширении доступа предприятий к финансовым ресурсам посредством субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставлением государственных гарантий, созданием условий для выпуска акций и облигаций для последующего их выкупа уполномоченными организациями.

Справедливо заметить, что реальный сектор экономики весьма чувствительный к налоговому регулированию, особенно это касается снижению налогового давления в виде снижения ставок и таможенных пошлин, предоставления налоговых вычетов, ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий. Государство закупает некоторые виды продукции, занимается субсидированием товаров и услуг за счёт бюджетных ресурсов. Среди наиболее важных мер стоит отметить кредитную поддержку регионов и предоставление государственных гарантий системообразующим предприятиям.

Замечание 2

Стимулирование внутреннего спроса также можно рассматривать поддержку реального сектора экономики.

Поддержка малого предпринимательства является одной из наиболее значимых статей расходов в экономически развитых странах.

Пример 3

В США в кризис 2009 г. был выделен 1 трлн. долл. с целью кредитования потребителей и представителей малого бизнеса.

Российское руководство также определяет финансовую поддержку реального сектора в экономике в условиях кризиса как одну из наиболее приоритетных задач. В 2009 г. с целью поддержки предпринимательства было выделено порядка 11 млрд. руб., при этом программа Внешэкономбанка по кредитованию малого и среднего бизнеса выросла с 9 до 30 млрд. руб. Это можно расценивать как создание в РФ 300-400 тыс. новых рабочих мест. В этой связи Минэкономразвития заявил, что если сейчас государственная поддержка оказывает примерно каждому шестидесятому представителю малого бизнеса, то в будущем её необходимо увеличить в десять раз, чтобы такую помощь мог получать каждый седьмой участник экономики РФ.

При этом стоит отметить, что поддержка во время кризиса реального сектора экономики и особенно крупных системообразующих предприятий должна сопровождаться ужесточением государственного контроля над отраслями и производствами, которые используют бюджетное финансирование, вплоть до государственного прямого администрирования в производстве и распределении продукции. В этой связи необходимо осуществлять контроль за целесообразностью и эффективностью использования бюджетных средств.

Пример 4

Яркий пример в США, когда компания AIG получила от правительства поддержку в размере 200 млрд. долл. и выплатила своим работникам 165 млн. долл. в виде бонусов, что спровоцировало гнев общественности. Именно в тот момент ввели 100%-ный налог на бонусы, чтобы вернуть государству деньги налогоплательщиков.

Это является отличным подтверждением того, что необходимо контролировать использование средств поддержки предприятий и разрабатывать меры, которые не допускают их нецелевое и неэффективное использование.

Реальный сектор поддерживается в кризис с помощью дополнительной амортизации.

Пример 5

В США компаниям разрешается одномоментно списывать до 50% амортизируемого оборудования.

Государственная поддержка малого бизнеса благоприятствует созданию дополнительных возможностей с целью сохранения объёмов производства на конкретном уровне, поддержания занятости, а также создания новых рабочих мест. В пределах антикризисной политики создаются гарантийные фонды кредитования, в том числе предоставляются дополнительные льготы в налогообложении, снижаются административные барьеры, упрощаются процедуры лицензирования и контроля малых предприятий.

Принимая во внимание невысокий уровень менеджмента на большинстве российских предприятий и отсутствие у них возможностей для подготовки специалистов по антикризисному управлению, органы государственного управления оказывают всяческое содействие по направлению развития консультационных услуг в границах развития инфраструктуры бизнеса. Важно, чтобы услуги такого порядка были доступны для предприятий малого, среднего и крупного бизнеса в одинаковой степени.

Совершенствование организационных структур государственного управления

По возможности и по мере необходимости на федеральном и региональном уровнях управления создаются специальные организационные структуры – антикризисные комитеты, консультационные советы, для работы которых привлекаются эксперты, главы территориальных образований, руководители структурообразующих предприятий, представители общественности и социальных учреждений. В пределах такого рода структур более эффективно реализуется обмен опытом, координация деятельности, достигаются компромиссы, одновременно с этим органы государственного управления могут не только оказывать поддержку предприятиям, а ещё и направлять их деятельность с учётом интересов населения территории. Продолжительность функционирования таких структур полностью зависит от поставленных задач и целей, и по мере их выполнения могут быть распущены или трансформированы в зависимости от новых приоритетов деятельности.

Организационные мероприятия проводятся в различных направлениях, к примеру организация работы консультационных пунктов, горячих линий и предувольнительных консультаций для сотрудников компании.

Антикризисные специализированные органы государственного управления занимаются разработкой предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты и разработкой методик антикризисного регулирования, в том числе занимаются проведением мониторинга состояния экономики, отдельных отраслей и комплексов по специально разработанной системе показателей.

Замечание 3

Огромное значение имеет создание единой информационной базы, которая выступает в качестве основы для разработки антикризисных программ и мероприятий.

Снижение напряжённости на рынке труда

Для сдерживания роста безработицы во время кризиса, разрабатываются целевые программы содействия занятости населения. Особое внимание в них делается на переподготовке безработных, поддержании активных форм поиска работы и создании временных рабочих мест для студентов. Организация опережающего профессионального обучения даёт возможность сократить сроки поиска новой работы с целью высвобождения работников. Содействуют занятости и меры по поддержке малого бизнеса, организация общественных работ. Повышение мобильности рабочей силы достигается посредством создания единой информационной базы вакансий, развития аренды дешёвого муниципального жилья, адресной поддержки граждан при переезде на новое место работы и жительства.

Особое значение придаётся процессу мониторинга ситуации на рынке труда, в период кризиса он проводится еженедельно по территориям страны, при этом данные собираются, обобщаются и служат фундаментом для оперативного управления.

Принимаются активные меры, направленные на урегулирование миграционной рабочей силы. Кроме того, сокращается объём квот на привлечение иностранных рабочих, создаются условия для реализации внутренних миграций для более рационального использования высвобожденных трудовых ресурсов. 

Пример 6

В России создан федеральный сайт, который содержит информацию о вакансиях в регионах страны, более того, принято решение о создании фонда дешёвого муниципального жилья в аренду с целью усиления мобильности рабочей силы.

Социальная защита населения

Кризисные явления наиболее заметны при снижении уровня жизни населения. Падение доходов населения в связи с увеличением количества безработных, замораживании зарплат сотрудникам бюджетных рабочих мест для экономии бюджетных расходов, увеличения налоговой нагрузки на работающих, рост цен на товары первой необходимости, а также сокращение объёмов финансирования социальной инфраструктуры – все, перечисленные меры, весьма непопулярны среди обычного населения. Такие меры могут стать причиной социальных конфликтов, забастовок, демонстраций, а также дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране. Примечательно, что к таким мерам государственные органы управления прибегают только в безысходных ситуациях. В большинстве случаев антикризисные меры имеют ярко выраженную социальную направленность.

Антикризисные программы подразумевают увеличение выплат по пособиям по безработице, индексацию пенсий и социальных пособий, выплату субсидий гражданам за счёт бюджетных ресурсов, выделение средств с целью организации самозанятости населения.

Особое значение имеют социальные функции государства в антикризисном регулировании, среди них защита высвобождающихся работников, создание новых рабочих мест, выплата социальных пособий, организация переподготовки и общественных работ, развитие самозанятости и пр. В такой ситуации государство самостоятельно принимает решение выполнять одновременно две задачи – социальную защиту населения в условиях кризиса и сохранение платёжеспособного спроса на территории, что имеет особое значение для предпринимательства.

В пределах социальной поддержки используются налоговые вычеты, однако стоит отметить, что их распространение осуществляется среди нижнего уровня среднего класса. Налоговый вычет распространяется на покупку автомобиля, жилья, если оно приобретается в первый раз, а также на получение образования.

Поддержание внутреннего спроса

Поддержание внутреннего спроса представляет собой наиболее важное направление государственной антикризисной политики. Это направлено на ограничение возможности экономического роста, снижение стимулов для деятельности бизнеса в стране. Стоит отметить, что государство прежде всего занимается поддержкой спроса на продукцию самых эффективных отраслей экономики, которые имеют мультипликативный эффект, повышает государственные закупки, увеличивает заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии и социальные выплаты.

Антикризисные программы в разных странах

Государственные меры по антикризисному урегулированию в разных странах похожи. Среди единых для всех направлений деятельности государства является социальная поддержка населения, восстановление банковской и финансовой систем, поддержка реального сектора экономики.

В общем антикризисные программы разных стран формируются под воздействием различных факторов, среди них уровень развития и структура национальной экономики, ориентация экономики на внешнеэкономическую деятельность, состояние государственного бюджета, наличие государственных резервов, настойчивость банкирского лобби и политических взглядов руководства страны и пр.

Среди наиболее активных игроков мировой экономики, применяемых антикризисные программы по данным Международного валютного фонда, особенно выделяются США и Китай, которые входят в пятёрку стран с наибольшим размером антикризисных пакетов, которые направлены на стимулирование экономики. Именно эти страны достигли в 2009 г. роста в 2% ВВП.

Российский опыт антикризисного регулирования отлично хорошо демонстрирует, что можно весьма эффективно применять и плюсы, и минусы в управлении экономикой. С одной стороны, можно говорить о том, что высокая зависимость от спроса не энергоносители на мировом рынке, от цен на нефть усугубляет положение, при этом именно нефтяные доходы предоставили возможность сформировать резервные фонды, которые позволили предпринять достаточно широкомасштабные меры, направленные на поддержку экономики в период кризиса. Таким образом, при выходе из кризиса на мировом рынке прежде всего растут цены на энергоносители, что предоставляет экономике РФ из-за изменения цен на нефть восстанавливаться достаточно быстро. При этом важно отметить, что низкая конкурентоспособность российской экономики является негативным фактором, при этом в кризис ориентация российских, слабоконкурентных на мировом рынке производств на собственный рынок помогает предупредить наиболее глубокий спад. Проведение диверсификации экономики РФ, а также её структурная перестройка, переход к инновационному пути развития пока не удаётся, при этом ситуации в других странах на фоне неблагоприятных и распространённых во всех странах явлениях, среди которых рост безработицы, падение уровня жизни всё больше усугубляет ситуацию.

Отличия отечественных и зарубежных антикризисных мер

Отечественные и зарубежные меры отличаются в первую очередь тем, что в России финансовый сектор развит достаточно слабо, при этом средств на выкуп плохих активов требуется меньше, но слабое развитие экономики отражается в более глубоком спаде в промышленной сфере.

Замечание 4

В Германии и во Франции нецелесообразно поддерживать убыточные предприятия, при этом правительство РФ вынуждено поддерживать такие производства, чтобы избежать массовой безработицы и социальных катаклизмов.

Справедливо заметить, что приоритет в осуществлении антикризисных мер отдаётся выполнению социальных обязательств перед населением, а также развитию человеческого потенциала. В первую очередь он выражается в проведении мер по обеспечению социальной защиты населения, таких как увеличение пенсий и социальных выплат, заработной платы работникам бюджетной сферы, росте ассигнований на здравоохранение, образование, и совокупное финансирование жилищных программ. Реализация таки мер позволяет обеспечить социальную защищённость населения, а также сохраняет потребительский платёжеспособный спрос в условиях кризиса, сохраняют стимулы для бизнеса и смягчают спад производства.

 Особое значение имеет рост пенсий до уровня не ниже, чем прожиточный минимум, поскольку пенсионеры, которые в РФ являются самой бедной группой населения, не делают сбережений, а тратят всё. Чаще всего их траты приходятся на дешёвую отечественную продукцию, иными словами, за счёт пенсионеров увеличивается товарооборот и поддерживается отечественный производитель. Разрешается использовать материнский капитал для улучшения жилищных условий, а также для погашения банковских кредитов, хотя ещё совсем недавно ставилось условие, не использовать материнский капитал ранее, чем ребёнок достигнет трёхлетнего возраста. Поддержка федеральным правительством региональных бюджетов концентрируется на выполнении социальных обязательств перед населением.

Сегодня государство активно занимается разработкой и субсидированием правительственных программ, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда. Меры, которые включены в программу, чаще всего концентрируются на создании новых рабочих мест в организациях малого и среднего предпринимательства. Чтобы сдерживать рост безработицы, разрабатываются программы по содействию занятости населения. В таких программах особое внимание уделяется на переподготовку безработных, поддержку активных форм поиска работы, а также на создание временных рабочих мест, которые будут востребованы среди студентов, кроме того, организация общественных работ и проведение ярмарок вакансий. Практика профориентации состоит из специальных консультаций по технике трудоустройства, тренинги навыков самопрезентации, а также оказание психологической поддержки безработным.

Антикризисная налоговая политика в РФ подразумевает изменение порядка уплаты налога на добавленную стоимость, снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20%, предоставление возможности платить налог на прибыль на основе фактической прибыли до конца года. Ставка налога на добавленную стоимость не изменяется, при этом плательщики получают право вычета НДС с авансов, и отмену обязанности перечислению НДС в денежной форме по неденежным способам расчётов, отмене НДС по ввозу импортного технологического оборудования, не имеющего отечественных аналогов. По налогу на добычу полезных ископаемых тоже появились некоторые изменения, которые предусматривают снижение налогового давления на нефтедобычу: повышен необлагаемый минимум при расчёте НДПИ с 9 до 15 долл., кроме того, предоставляются налоговые каникулы для регионов, которым характерны сложные природные условия.

Замечание 5

Для малого бизнеса характерно использование упрощённой системы налогообложения в соответствии с которой регионы получили право дифференцировать ставку на 5-15%.

Наиболее важное значение имеют сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста. Государство активно занимается поддержкой системообразующих предприятий и производств, которые имеют потенциал выживания, а также способны выпускать конкурентоспособную продукцию, но в настоящее время испытывающие некоторые трудности в кредитовании и привлечении инвестиций. Особое место занимают сферы, которые имеют мультипликативное значение, способствующее поддержке большого количества сопряжённых производств, среди них жилищное строительство и оборонно-промышленный комплекс.

Поддержка реального сектора экономики страны начинается с использования такой популярной меры, как сокращение налога на прибыль до 20%, а также некоторые амортизационные льготы. При этом важно отметить, что поддержка предпринимательства в первую очередь направлен на более крупные предприятия и малый бизнес в лице микропредприятий. Просматриваются некоторые отличия по отраслям. Однако прежде всего поддержка осуществляется в направлении нефтегазового комплекса, автомобилестроения, оборонно-промышленного и агропромышленного комплекса, жилищного строительства и железнодорожного транспорта.

Государство принимает активные меры, направленные на защиту отечественных производителей, изменяя при этом таможенные ввозные пошлины, детализируя товарную номенклатуру в пределах таможенного регулирования в соответствии с интересами крупных предприятий.

Замечание 6

Стоит отметить, что повышение таможенных пошлин касается поддержанных автомобилей, автобусов, техники для лесопромышленного комплекса, продукции чёрной металлургии, труб, а также мяса и молочных продуктов.

Справедливо заметить, что в интересах государственной денежно-кредитной политики активно снижается уровень инфляции. При этом сохраняется антиинфляционная направленность денежно-кредитной политики в действиях Банка России в краткосрочном периоде в значительной степени, которые связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику РФ и её банковский сектор.

Накопленный мировой опыт в области антикризисного регулирования, довольно полезен для заимствования со стороны РФ. Примечательно, что такая практика выражена в использовании комплексного системного подхода в борьбе с кризисом. Многие страны тяготеют в модели регулирования экономики, которой свойственно высокая доля государства в управлении, а также высокие социальные гарантии, жёсткие стандарты кредитования, а также стремление не допустить дисбаланса финансовых и реальных активов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что системный подход, который в настоящее время реализуется в мировой экономике, необходимо активно применять и в экономике России, но обязательно нужно учитывать, что Россия имеет свои специфические особенности, без слепого копирования и подражания.

Источник