Как и зачем проводить анализ внутренней маркетинговой среды

Что такое анализ внутренней маркетинговой среды

Определение 1

Среда маркетинга – это обязательная составная часть любого маркетинга.​​​​​​

Маркетинг – всякого рода деятельность, которая включает комплекс мероприятий по реализации маркетинговых мероприятий, направленных на достижение поставленных предприятием целей и задач.

Определение 2

Маркетинговая среда – это связка сил, условий, факторов и субъектов, которые существуют внутри и снаружи предприятия. Все они влияют на работу компании и ее отношения с окружающим и внутренним миром.

Среда маркетинга всегда формируется из разных по степени влияния факторов внешнего и внутреннего окружения, которые могут как помогать развитию компании, так и тормозить. При этом факторы можно как контролировать (внутренние, развиваются внутри) так и только подстраиваться под них (внешние, развиваются за пределами).

Рассмотрим подробнее, как формируется, развивается и контролируется внутренняя среда.

Внутренняя среда

Как уже понятно, она формируется внутри самого предприятия и ее можно контролировать при помощи разных ресурсов и мощностей. Он отражает внутренний потенциал предприятия, ценовую политику, кадровый состав, системы сбыта, структурные особенности организации служб маркетинга и т.д.

Замечание 1

Можно сказать, что по состоянию внутренней среды можно говорить о преимуществах и недостатках компании и о том, какие возможности и мощности она имеет перед условиями внешней среды и как их можно усилить.

Как анализируется внутренняя среда

Под анализом видят всестороннее исследование внутренней среды на предмет достоинств и недостатков работы, оценки влияния разного рода факторов.

Именно с анализа внутренней среды стоит начинать планирование и разработку стратегий и само планирование в принципе.
Анализ должен быть:

  1. Актуальным, чтобы информация всегда была свежей.
  2. Комплексным или всесторонним.
  3. Системным или рассматриваться как общая система.
  4. Научным, т.е. базироваться на научных методах и моделях.
  5. Гибким и непрерывным или постоянным, с постоянным подстраиванием под реализуемый маркетинг.
  6. Прагматичным или применяемым для решения конкретных задач.

Как проводится анализ и на чем базируется

Процесс анализа, как правило, предполагает ряд этапов от целеполагания, до адаптации результатов в конкретные данные.

Замечание 2

Важно понимать, что анализ внутренней и внешней среды маркетинга целесообразно проводить вместе, чтобы понимать, какие перспективы и угрозы существуют.

Применяют такие методы и инструменты как:

  1. SNW- анализ и SWOT- анализ. Первый направлен на выявление и оценку разных сторон внутренней среды. Второй – подразумевает исследование сразу двух сред и сопоставление угроз и шансов к развитию.
  2. Анализ БКГ – это портфельный анализ позиционировании продукции на рынке. Тут учитывается, какое положение на рынке занимает фирма, как растет и развивается.
  3. Построение матрицы Мак-Кинзи необходимо для учета выгодности имеющегося рынка и позиции среди конкурентов.

Источник