Инновационный потенциал предприятия

  1. Что такое инновационный потенциал предприятия, и чем его сущность
  2. Из чего состоит ИП компании
  3. Активизация ИП компании

Инновационный потенциал предприятия 1 – Студенты России

Что такое инновационный потенциал предприятия, и чем его сущность

Инновационный потенциал (ИП) компании можно рассматривать в широком и узком смыслах.

Расшифровка термина 1
ИП компании в широком смысле — это экономические возможности, которые определяют способность компании эффективно вовлекать в свою деятельность новаторские технологии.
Расшифровка термина 2
ИП в узком смысле — это набор ресурсов, которые необходимы для того, чтобы компания осуществляла новаторскую деятельность.

Другими словами, ИП компании показывает ее способность эффективно реализовывать те или иные задачи при условии, что экономические ресурсы, которыми она располагает, задействованы максимально. Чтобы инновационная деятельность была результативной, компании необходимы следующие ресурсы:

  • Технико-технологические.
  • Финансовые.
  • Материальные.
  • Интеллектуальные.
  • Кадровые.
  • Инфраструктурные.
  • Другие источники.

ИП показывает способность компании осуществлять инновационную деятельность, которая напрямую связана с разработкой принципиально новых товаров или технологий, а также следующих модификаций существующих инноваций. Кроме того, ИП может определяться, как источник финансовой, материальной, кадровой, интеллектуальной и инфраструктурной принадлежности.

Базой для формирования ИП являются материальные и нематериальные составные части. В том числе речь идет о ИП материальных ресурсов и интеллектуальном потенциале. Каждая часть ИП компании отличается специфическим использованием. Составляющие поддаются влиянию большого количества внутренних и внешних факторов, а в совокупности формируют преимущества и недостатки компании.

Из чего состоит ИП компании

Самая объемная часть ИП компании сформирована материальными ресурсами, которые состоят из средств, находящихся в обороте, и активов вне оборота. К 1 группе относятся деньги, финансовые вложения, отгруженные товары, долги дебиторов и другие составные части. В совокупности они создают финансовое подспорье для будущих инвестиций и для того, чтобы реализовывать инновационные проекты. 2 группа — здания, транспорт, техника, инструменты, которые находятся во владении компании.

ИП не однородный: нематериальные и трудовые активы, управленческо-инфраструктурные и маркетинговые ресурсы.

Готовность компании осваивать новые технологии, и ее эффективность в области инноваций в будущем определяет наличие и масштабы указанных выше элементов ИП компании. От количества ИП зависит выбор стратегии инновационного развития. Если у компании есть все ресурсы, она может реализовывать стратегию лидера, брать в разработку и внедрять базисные (принципиально новые) новшества. И наоборот, если у компании нет всех необходимых ресурсов, ее возможности ограничены. Для таких предприятий есть смысл работать над наращиванием ИП, и выбрать стратегию последователя, то есть модифицировать уже разработанные технологии. Такой подход к трактовке ИП принято считать классическим, таким, который полностью отражает его сущность.

Активизация ИП компании

ИП компании не постоянен, поэтому им можно управлять. Соответственно, его можно улучшить и укрепить.

Для мобилизации ИП чаще всего используются следующие механизмы:

  • Проведение консультаций, экспертиз, реализация грантов и т.д.
  • Поддержка академической мобильности исследователей и новаторов, организация регулярных обучающих курсов для персонала, создание и развитие академических связей между представителями разных стран, поиск партнеров.
  • Организация систем, которые будут поддерживать рынок труда новаторов, обеспечивать их информационной поддержкой и т.д.

Укрепить ИП компании можно реализовав комплекс мероприятий, которые будут направлены на микро и макроуровень.

На микроуровне приоритетными для активации ИП являются исполнители-новаторы. Чтобы запустить процесс, необходимо использовать несколько видов методов:

  • Экономические — это материальные поощрения исполнителей и авторов. Выражаются, как имущественные права (интеллектуальная собственность), выплата авторского вознаграждения и т.д.
  • Организационные — создание групп единомышленников, организация мест для работы, соответствие организации работы нормам охраны труда и т.д.
  • Морально-психологические — поощрение новаторов путем публичного признания за результаты их работы, указание фамилий новаторов в рекламных аспектах, презенты за результативную деятельность и творческие свершения и т.д.

На макроуровне приоритетными являются развитие инновационной инфраструктуры на внешнем уровне, создание и господдержка инвестиционных фондов и т.п.

Источник