Понятия группы, команды и коллектива в управлении персоналом

Каждый человек осознанно или нет входит в некие общности – группы, коллективы и команды. Указанные термины представляют собой обозначения неотъемлемых частей общества. При этом для эффективности их функционирования важны следующие характеристики:

  • мобильность,
  • прогрессивность,
  • сплоченность.

Для менеджеров важно понимать, в чем состоят особенности каждой разновидности объединений, как их нужно регулировать, какие методы руководства применять. Управленцам нужно не просто знать характеристики объединений, но и уметь мотивировать входящих в них членов, нацеливать их на достижение высокого результата, что обеспечит результативность работы каждого человека.

Понятие группы интуитивно понятно даже неспециалистам.

Определение 1

Под группой понимают совокупность людей, в которую входит четыре и более членов, связанных общими интересами или предпочтениями.

Специфика функционирования групп обусловлена тем, что они существуют в рамках более крупных объединений – в частности, коллективов. Различают два типа групп:

  • формальные – имеющие официальный формат назначения, основывающиеся на указаниях по достижению общих целей,
  • неформальные – основанные не на приказах или указаниях начальства, а на общих симпатиях и интересах.

Хороший руководитель понимает, какие группы выделяются в подчиненном ему коллективе, кто выступает лидером в каждой из них. За счет этого руководитель получает дополнительные инструменты управления. Основными методами управления группой являются:

  • консультация с группой. Благодаря консультациям можно добиться улучшения взаимопонимания между группами и топ-менеджментом организации. Этот метод позволяет группе и входящим в нее членам присвоить часть заслуг по принятию решений,
  • внушение. Всех сотрудников нужно информировать о принимаемых решениях и их обосновании. Применение этого метода формирует у человека чувство причастности, он ощущает себя частью организации, ассоциирует себя с успехами компании,
  • размещение кабинетов. Чаще всего неформальные отношения складывают у служащих с теми, кто работает поблизости – за счет постоянного контакта.

В отличие от группы, формирование коллектива основывается на общности целей. Поэтому для коллективов имеет значение обеспечение и поддержание стабильности функционирования. Чтобы коллектив был сплоченным, у его членов должна выработаться единая позиция относительно целеполагания и путей достижения выбранных целей. Формирование трудового коллектива – важный элемент управления персоналом. Отличительные характеристики коллективов являются приобретаемыми. По мере того, как сплоченность возрастает, у членов коллектива усиливается идентификация себя с ним, возрастает удовлетворенность от осознания принадлежности к нему. Если установки, ценности, нормы поведения и мнения членов коллектива близки, то сплоченность выше, а вероятность возникновения конфликтов и разногласий ниже – соответственно, ниже и риски разделения или распада коллектива.

Определение 2

Командой называют группу людей, которые имеют лидера, ведут общую деятельность, взаимозависимы.

Для эффективно работы в коллективе должна быть сильная команда. Задачей службы управления персоналом является формирование команды, ориентированной на достижение намеченной цели.

Таким образом, знания о понятиях группы, коллектива и команды способствуют созданию эффективной, успешной и стабильной организации.

Условия формирования команды

Если в коллективе создаются доверительные отношения, производится открытый обмен информацией на основе гармонии индивидуальных и общих мотивов с преобладанием групповых мотивов без подавления индивидуальных (ассимиляция индивидуального), достигается сплоченность – можно говорить о том, что сложилась команда. В команде групповые проблемы воспринимаются каждым работником как личные.

Команда – это высокая ступень развития группы в рамках организации. Чтобы группа превратилась в команду, должны выполняться следующие условия:

  • успехи группы рассматриваются членами группы как общие,
  • стабильно увеличивается доверие между членами группы (в том числе по отношению к руководителю),
  • чувство принадлежности к группе возрастает,
  • члены группы воспринимают принадлежность к ней как престижную,
  • достигнута значительная сплоченность между членами группы,
  • цели команды постоянно реализуются ее членами.

Чтобы создать команду, менеджеры могут использовать методы оформления группового сознания:

  • укрепление доверия между членами команды,
  • делегирование функций по управлению,
  • ослабление контроля со стороны руководителя,
  • вера в общие цели,
  • развитие ощущения принадлежности как чувства избранности, особенности. Для этого организуются совместные мероприятия, демонстрируются возможности решения проблем в рамках совместной деятельности,
  • формирование творческой атмосферы, возможности свободно вести мыслительную деятельность,
  • выбор оптимального управленческого стиля, когда лидерство может переходить между участниками по мере развития команды.

Современные условия порождают новые типы команд:

  • самоуправляемые – автономные группы, полностью несущие ответственность за результат своей деятельности и поведение участников. Обычно в них входит от 5 до 20 человек, каждый из которых имеет свои навыки, позволяющие в совокупности охватить весь производственный цикл,
  • виртуальные, которые активно используют информационно-коммуникационные технологии (в частности, программные продукты для совместного доступа). Типичны для распределенных в географическом смысле организаций,
  • управленческие — команды менеджеров высшего уровня управления. Создание такой команды может рассматриваться как высшее достижение в управленческом мастерстве.

Источник