Государственное регулирование экономики и его методы

 Основные методы регулирования 

Определение 1
Методы государственного экономического регулирования представляют собой способы влияния государства при помощи исполнительных и законодательных органов на рыночную инфраструктуру, сферы предпринимательства и некоммерческий экономический сектор с целью создания и обеспечения возможностей для их работы с учетом всех особенностей национальной политики экономики.

Классификация методов государственного экономического регулирования по средствам влияния и по формам:
Влияние по средствам:

  • экономические;
  • административные;
  • морально-этические;
  • правовые;

Влияние по формам:

  1. Прямые;
  2. Косвенные.

Основные методы прямого экономического, государственного регулирования влияют непосредственно на деятельность субъектов рынка. Прямое влияние ведется при помощи инструментов экономики административно-правовых инструментов, которые регламентируют деятельность субъектов хозяйствования, а также при помощи прямого влияния. 

Основные инструменты прямого государственного, экономического регулирования: директивные меры целевых макроэкономических планов и совокупных программ, государственные заказы и нормативные правовые акты, нормативы, цены, которые централизованно установлены, квоты, лимиты, лицензии, государственные бюджетные расходы и т.п.
Данные методы охватывают и регулирование применения государственной собственности и государственных ресурсов.

Объектами прямого влияния являются в первую очередь казенные предприятия, государственные учреждения, бюджетные ресурсы.

В роли методов прямого государственного воздействия также можно применять:

  • определение долгосрочных целей экономического развития, а также их выражение в целевых проектах и иных индикативных задачах;
  • государственные заказы и контракты на исполнение работ, поставки некоторых видов продукции, либо оказание услуг;
  • поддержку государственных заказов, контрактов или программ;
  • управление казенными организациями;
  • требования и нормы к качеству и сертификации технологий и продукции;
  • лицензирование всех операций по экспорту и импорту товаров, они являются внешнеторговыми операциями;
  • правовые и административные запреты и ограничения по производству отдельных видов продукции и тому подобного; 
  • инвестиции в рост реального капитала.

К таким методам прямого государственного вмешательства относятся тоже и разные формы контроля, которые обеспечивают запрет выпуска денежных знаков, валютный контроль, экспорта капитала, лицензирование разных видов деятельности.

В то же время прямые методы экономического регулирования государством основаны на огромных возможностях государственной власти, а также не привязаны к рискам финансового ущерба либо с образованием добавочного материального стимула.

В свою очередь, к косвенным методам экономического, государственного регулирования возможно отнести методы, которые регламентируют опосредованное поведение субъектов рынка как бы не прямо, а через образование определенной среды экономики, которые заставляют их действовать в правильном для государства направлении. К этим методам регулирования, также можно отнести и инструменты фискального, бюджетного, денежно-кредитного, инвестиционного, амортизационного, инновационного, а также других направлений политики экономики.

Методы правового государственного регулирования

Определение 2
Методы правового государственного регулирования экономики представляют из себя систему законов и нормативных правовых актов, которые регламентирует работу субъектов хозяйствования. 

В данном случае необходимое принуждение создается развитием общественного сознания и силой государственной власти.
Предметом правового экономического регулирования служат отношения между обществом, гражданами, государственными органами и субъектами хозяйственной деятельности; взаимоотношения «внутри» государства, также между всеми органами государства, это все связано с потребностью выявления их правового статуса и определения полномочий, а также с взаимоотношениями между разными субъектами хозяйственной деятельности и тому подобным.

Главными формами правового экономического регулирования в Российской Федерации являются законы и Конституция России, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства России, нормативные правовые акты от центральных органов или министерств и ведомств, нормативные акты от органов местного самоуправления, а также местных администраций государства.

Инструменты прямого государственного влияния по деятельности субъектов рынка разделяются на административные методы экономического государственного регулирования. Что интересно, признаками этого влияния являются: определенный вариантный выбор поведения, методов достижения целей; прямую роль должностных лиц либо государственных органов на работу исполнителей при помощи установления обязанностей, норм поведения, отдачу команд (приказов и распоряжений); неоспоримого выполнения приказов и распоряжений; полная ответственность за избегание от выполнения приказов хозяйствующих субъектов.

Основным органом власти государство на определенной территории выступает администрация. В свою очередь, она обязана обеспечивать введение в жизнь законов, постановлений, указов и распоряжений, которые определяют отношения меж членами всего общества и составляющими очень важную организационную роль.

Таким образом, административные методы нужны для урегулирования определенных видов деятельности экономики с целью защитить природную среду и интересы как всего общества целиком, так и определенных граждан. Так же, следует отметить, что эти методы при определенных условиях в странах очень развитой экономикой играют, в основном, не главную роль. И вот только, когда средства экономики государственного экономического регулирования и механизм рынка действуют не очень быстро либо оказывается, что их недостаточно, то в таком случае, их использование становится не очень целесообразным. А вот в качестве возможных инструментов административного регулирования часто применяются квоты, санкции, стандарты, нормы, государственные заказы, лицензии, цены и тому подобные.

Для использования экономических методов экономического государственного регулирования самому государству нужно создать финансовый либо материальный стимулы, которые будут иметь возможность влиять на экономические интересы и поведение хозяйствующих субъектов. Таким образом использование экономических методов экономического государственного регулирования сможет позволить создавать условия экономики, которые будут побуждать субъекты рынка разрешать те или другие задачи в полном соответствии с общегосударственными и частными интересами, а также действовать в направлении, которое необходимо для общества в целом. При этом, субъекты рынка смогут сохранить право на полностью свободный выбор поведения загодя всего именно с помощью регулирования и благодаря использованию экономических методов.

Экономическое регулирование осуществляется при помощи инструментов денежно-кредитной, бюджетной, фискальной, налоговой, амортизационной политики государства и иных направлений государственной политики экономики.

Экономическое регулирование государственной экономической политики

В фискальной политике применяют такие инструменты, как налоги, которые определяют государственные закупки, которые характеризуют бюджет, бюджетные доходы и расходы. 

Выделяют следующие виды политики:

  1. Рестрикционная или сдерживающая;
  2. Фискальная.
Определение 3
Фискальная политика — политика, которая направлена на ограничение производства, и стимулирующую или экспансионистскую фискальную политику, направленную при помощи увеличения государственных закупок на стимулирование производства. 

Есть взаимосвязь между фискальным, бюджетным и налоговым направлениями политики.
Когда применяется бюджетная политика государство помогает финансированием учреждений сектора общего государственного управления, прямым финансирование инвестиционных программ и обслуживанием государственного долга. В это время расходуются средства из государственного бюджета и в таких формах, как дотации, субсидии, субвенции.

Восполнение финансовых ресурсов государства происходит в большей части путем использования налоговой политики. Эта политика используется также для увеличения конкурентоспособности отечественных производителей, для стимулирования роста экономики, реализации структурных изменений, обеспечения прогресса науки и техники. В рамках данной политики используется два главных направления: 

  • В первую очередь, это определение видов налогов и закрепление налоговых ставок;
  • Во втором случае, для повышения влияния на климат инвестиций и уровень доходов населения в денежном эквиваленте, предоставление определенным субъектам и лицам налоговых льгот.

С целью воздействия на денежные предложения применяется денежно-кредитное регулирование. Основные инструменты при таком раскладе Центральный банк России пользуется: 

  • денежной эмиссией, 
  • изменением норм обязательных резервов, 
  • повышением или понижением учетной ставки, 
  • операциями на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

В амортизационной политике часто используется механизм опережающей амортизации. Результатом использования данного метода предприятием прогрессивных областей в экономике является то, что уже в первый год использования оборудования и машин получают возможность аккумулировать в амортизационном фонде достаточно большое количество средств для последующего инвестирования, а также и окупить практически всю часть стоимости оборудования и машин.

Методы государственного регулирования экономики

Так же к методам государственного регулирования экономики относят:

  • Протекционистская политика для отечественных производителей. Когда применяется эта политика, тогда государство создает довольно хорошие условия для товаропроизводителей из Российской Федерации: предоставление льгот для налогообложения либо полное освобождение от уплаты налогов на какой-то период времени, довольно большие ввозные пошлины на таможне для товаров определенных групп (к примеру, автотранспорт), размещение муниципального либо государственного заказов, выдача определенных гарантий государства для кредитования;
  • При использовании активного перераспределительной политики доходов, либо справедливости социальной, государство также может ввести повышение оплаты за использование земельных и природных ресурсов (природную ренту), значительно увеличить основной уровень налогообложения, включить выдачу специальных лицензий и разрешений на разнообразные виды деятельности предпринимателей, распределить нормы на добычу природных ресурсов(добычу зверя, отлов рыбы) и других полезных ископаемых; выполнить распределение доходов через косвенное инвестирование (к примеру, покрытие государством основной разницы в ставках по кредитам банка при вложении предприятиями средств в наиболее приоритетную отрасль) и также через прямое инвестирование бюджета в выбранные отрасли народного хозяйства, а также очень жестко удерживать довольно высокий уровень ставок кредитов банка при помощи ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
  •  При применении политики «открытых дверей» государство снижает или отменяет ввозные таможенные пошлины на определенную продукцию и товары иностранного происхождения, делает законодательный и организационный режимы наибольшего благоприятствования для иностранных производителей, а также для их продукции на территории нашего государства.

При использовании морально-этических либо пропагандистских способов государственного экономического регулирования государство обращается к достоинству, чести и совести человека (государственного служащего, наемного работника, предпринимателя и тому подобные.). 

Данные методы охватывают многие мероприятия разъяснения и популяризации содержания и целей политики экономики, средства морального поощрения, воспитания и тому подобного. Вся суть данных методов заключается только в том, чтобы сформировать и поддержать людей и их духовные ценности, психологические установки, определенные убеждения, моральные позиции, которые относятся к деятельности государства. С этой целью происходят публичные лекции, специальные программы в средствах массовой информации, публикации в разных периодических изданиях, социологические опросы и исследования. Рациональность морально-этических методов во многом зависит надлежащего подготовления разных пропагандистских акций и от степени доверия людей к государству.

Деятельность предприятий (организаций) с негосударственной формой собственности управляется в основных случаях экономическими методами (при помощи денежно-кредитной политики центрального банка либо при помощи фискальной политики), а вот с государственной формой собственности в большей части административными методами, но также и использование административных рычагов управления в организациях первого типа не могут быть исключены.

Сфера применения косвенного регулирования с довольно быстрым развитием рыночной экономики очень увеличивается, тем самым снижается возможность прямого воздействия государства на определенные процессы расширенного воспроизводства.

Экономические методы и методы косвенного воздействия составляют основу всей рыночной экономики. Но при этом денежно-кредитные и финансовые методы воздействия на экономику имеют огромное значение. Регламентирование государством налогового законодательства также играет огромную роль. Налоги в рыночной экономике это одно из основных методов управления финансового положения всех субъектов.

В переходной и смешанной экономиках используются сочетание прямого и косвенного воздействия. Использование административных и экономических методов в различных отраслях и сферах имеет очень разную степень распространения, но приоритет отдается экономическим методам.

В настоящее время в обществе для эффективного и рационального использования методов косвенного воздействия необходимы прозрачность в построении экономической системы, высокая гражданская культура населения, доступность к информации о принимаемых решениях на всех уровнях хозяйствования каждого частного лица.
Жесткое разграничение методов косвенного и прямого воздействия объективно невозможно.
 

Источник