Генри Форд, американский промышленник, изобретатель

Замечание 1

Генри Форд (1863 – 1947) – американский бизнесмен, владелец сети автозаводов, расположенных во многих странах мира, изобретатель. Впервые именно Форд применил для сборки технически сложной продукции конвейер, что позволило запустить автомобиль в массовое производство. Его биография «Моя жизнь, мои достижения» считается одной из классических книг по научному менеджменту.

Начало карьеры

Фор родился в пригороде Детройта, в 16 лет поехал в Детройт на заработки.

  • В 1891-1899 гг. работал инженером-механиком, позднее – главным инженером в «Электрической компании Эдисона».
  • Помимо основной работы увлекался изобретательством, в 1893 г. сконструировал свой первый автомобиль.
  • В 1899 г. стал партнером в «Детройтской автомобильной компании», где проработал до 1902 г., а затем покинул фирму из-за несогласия с остальными компаньонами.
  • Основал «Форд Мотор Компани» в 1903 г., которая занималась производством автомобилей.

Несмотря на конкуренцию в сфере автомобилестроения, Форд поддерживал интересы потребителей даже тогда, когда конкуренты угрожали вызвать в суд всех, кто приобрел автомобили Форда, из-за нарушения патента на автомобиль Дж. Б. Селдена (который не был выпущен и, как позднее установил суд, использовал другой тип двигателя).

В 1908 г. Форд выпустил модель автомобиля Ford T, ставшую одной из самых успешных. В 1910 г. Форд открыл самый современный автомобильный завод с хорошим освещением и вентиляцией «Хайленд парк», именно на этом заводе позже начали использовать конвейер для сборки автомобилей (в 1913 г.). Самой первой деталью, собранной на конвейере, был генератор. Затем, после эксперимента с генератором, конвейерный принцип применили к автомобильному двигателю, что позволило сократить время сборки более, чем на 40 минут. В 1914 г. уровень высоты конвейера был поднят до линии человеческого пояса, потом появились конвейеры для высоких людей и для невысоких. Подобные эксперименты применялись на всех этапах производственного процесса, и в итоге время сборки автомобиля Ford T уменьшилось с 12 часов до двух.

В 1917 г. заводы Форда сотрудничали с военной промышленностью. С помощью конвейерной сборки собирали противогазы, автомобили, легкие танки, каски и т.д. В 1925 г. Форд открыл авиакомпанию «Ford Airways», затем стал производить авиалайнеры. До 30-х годов Форд руководил авиакомпанией, затем из-за несогласий с профсоюзами управление перешло к его сыну. Сам Форд окончательно отошел от управления своими предприятиями в 1945 г.

Менеджмент на предприятиях

Форд стремился повысить качество жизни рабочих и снизить текучесть кадров на заводах.

Замечание 2

Упор делался на эффективность, таким образом, нанимались и оставались на рабочих местах только лучшие работники.

В 1914 г. Форд увеличил рабочую ставку до 5 долларов (что прибавило заработную плату многим работникам в два раза или больше). Это позволило устранить проблему текучести кадров, привлекая на работу лучших рабочих Детройта. Это решение увеличило производительность, позволило снизить уровень затрат на обучение на рабочем месте. При этом Форд установил сокращенную рабочую неделю (первоначально – 48 часов, позже – 40 часов). По концепции Форда увеличенная заработная плата означала, что фирма делит прибыль с рабочими.

При этом от рабочих требовалось соблюдать определенную этику поведения: не злоупотреблять алкоголем и азартными играми, выплачивать вовремя алименты и т.д., за поведением рабочих следила специальная команда менеджеров.

Замечание 3

Форд критически относился к идее профсоюзов, считал их излишними для рабочих, так как профсоюзы склонны поддаваться чужому влиянию (некоторых лидеров промышленности), что приносит больше вреда, чем пользы.

Источник

Поделитесь ссылкой: