Замечание 1

Генити Тагути (1924 – 2012) – японский инженер, специалист по статистическим методам учета данных. В 50-х годах Тагути разработал методологию применения статистики к качеству производства разного типа продукции. Некоторые западные статистики считают методы Тагути противоречивыми, но другие сумели адаптировать его методы под свою работу и рассматривают их как важный вклад в статистику и управление качеством.

Начало карьеры

Тагути изучал инженерное дело со специализацией в текстильной промышленности в Техническом колледже Кирью, с последующим желанием продолжить дело своей семьи – производство кимоно. Но с приходом Второй мировой войны Тагути пошел в армию и работал в военно-морском флоте Японии в Навигационном институте (с 1942 г.).

После окончания войны Тагути поступил на работу в Министерство здравоохранения и социального обеспечения (1948 г.), где на него оказал влияние знаменитый статистик Матосабуро Масуяма, пробудив в Тагути интерес к разработке различных экспериментов. Также Тагути работал в Институте математики и статистики и участвовал в экспериментальной работе над производством пенициллина в компании Morinaga Seika.

В 50-х годах работал в Лаборатории электрических коммуникаций – подразделении японской корпорации Nippon Telegraph and Telephone. В 50-е годы статистические методы учета и контроля качества стали приобретать все большую популярность, а лаборатория стала сотрудничать с Bell Labs, стараясь разработать новую систему переключения звонков. Тагути 12 лет разрабатывал методы по улучшению качества и надежности связи. Примерно в тот же период Тагути стал консультировать различные компании по вопросам статистики, одной из первых фирм, перенявших его идеи, стала Toyota.

В 1962 г. защитил докторскую диссертацию в Университете Киешу и сконцентрировался на консультировании. Читал лекции в Принстоне, стал профессором Университета Аояма Гакун в Токио. В 80-х годах стал консультантом в японском Институте стандартизации. Его концепции повлияли на процессы производства и дизайна продукции во многих отраслях промышленности.

Вклад в развитие менеджмента

Основной вклад – методы Тагути, набор методик по улучшению качества производимой продукции, которые могут применяться также в сферах инженерии, маркетинга и рекламы. Все методы являются статистическими. Профессиональные статистики критикуют некоторые из методов за неэффективность.

Работа Тагути включает в себя три основных концепции:

  • специфическая функция потерь;
  • философия контроля качества офлайн;
  • инновации в разработке экспериментов.

Функция потерь по Тагучи опирается на понимание того, что краткосрочные затраты могут сказаться на потребителях, таким образом, они становятся экстерналиями, а производители часто не придают им значения, так как больше заинтересованы в своих личных затратах.

Замечание 2

Эти потери являются небольшими, поэтому их часто не замечают. Затем они накапливаются до того момента, когда игнорировать их становится невозможно.

Тагути старался найти способ показать их статистически и выделил три специфических случая:

  1. Чем больше – тем лучше (урожайность в сельском хозяйстве);
  2. Чем меньше – тем лучше (выбросы диоксида углерода);
  3. Целевое использование с минимумом вариативности (деталь для сборки изделия).

В первых двух случаях применяется простая монотонная функция потерь. В третьем случае Тагути использовал функцию потерь с квадратом ошибки.

Контроль качества офлайн заключается в использовании лучших возможностей производства с целью избежать вариаций в дизайне продукции и производственном процессе. Стратегия контроля качества состоит из трех этапов:

  • разработка системы;
  • разработка параметров;
  • разработка допустимых отклонений.

Источник