Г. Гегель. Лекции по эстетике

Искусств по своему содержанию определяется к сфере духа точно так же как и религия, подразумевается вера, и философия. Это происходит потому, что предмет сознания заключается в истинном.

Такая тождественность содержания религии, искусства и философии образуют три царства абсолютного духа, которые отличаются один от другого только формами, в которых к ним приходит понимание, что такое их собственный объект и что такое абсолютное.

Искусство и другие виды сознания

Первая форма такого содержания – непосредственное знание. Непосредственное и одновременно чувственное знание в форме и образе самого чувственного и объективного, где абсолютное – предмет наблюдения и чувствования. Вторая форма – сознание представляющее. Третья форма – свободное мышление абсолютного, духа.

Искусству свойственна форма чувственного созерцания. Именно искусство помогает человеку осознать истину чувственного образа, и непосредственно тот чувственный образ, который своим явлением передаёт глубочайший смысл и значение. Тем временем искусство, не ставит перед собой задача до конца постичь понятие посредством чувственного воплощения. Потому как именно единение этого понятия с персональным явлением образует суть прекрасного с его художественным воплощением. Однако стоит отметить, что единство формируется в искусстве, чаще всего в поэзии и в элементе представления. Ошибочно полагать, что это единство порождается только чувственной и внешней предметностью. Хотя стоит заметить, что даже в поэзии как в наиболее духовном искусстве имеется единство значения и его конкретного представления. Вместе с тем всякое содержание поддерживается и представляется предметом понимания совершенно непосредственно.

Отводя искусству это абсолютное место, можно совершенно точно не учитывать представление, которое полагает, что искусство используется для выражения различных содержаний и достижений непонятных ему интересов. Но стоит заметить, что религия именно посредством искусства подталкивает нас к осознанию и пониманию религиозной истины или воспринимать фантазии, которые выражены в образах. Это ситуация отлично демонстрирует, что искусство может служить иной области, совершенно отличной от него. Очень важный момент относительно высшего совершенства искусства заключается в том, что именно в своей образности оно проявляется как соответственный и существенный способ передачи истинности.

Пример 1

Древние греки считали, что искусство – это высшая форма представления богов и осознания истины. В силу этого, именно древнегреческие художники стали творцами, которые смогли познакомить и понять высшую силу. Художники дали представление о божественных делах, воздействии божественного и тем самым смогли дать народу знание о религии.

Всё это не стоит принимать как истину, до этого момента не существовало никакого даже абстрактного знания, скорее были некие всеобщие религиозные правила. А художники смогли придать этим мыслям образы и формы, добавив немного вымысла. Суть художественного творчества заключалась в том, чтобы поэты выражали свои внутренние переживания в этих формах искусства. В других формах религиозного сознания искусство не получает нужного размаха, в силу того, что оно не такое доступное для художественного воплощения.  

В этот и состоит изначальное, истинное предназначение искусства, которое представляет собой высший интерес духа.

Искусство находится ровно посередине между природой, которая предшествует ему и природой, которая следует за ним. Иными словами в сфере, которая переходит границы понимания и изображения абсолютного. Всё из-за того, что само по себе искусство не может выходить за границы, которые сдерживают в нём высшие формы сознания. Это ограничение также определяет место искусства в современной жизни, то, каким мы привыкли его сейчас воспринимать, а точнее форма в которой искусство утратило свою силу, где истина осуществлялась именно посредством его.

Воплощение идеи прекрасного

Пример 2

«Так как искусство обращается к непосредственному созерцанию и имеет своей задачей воплотить идею в чувственном образе, а не в форме мышления и вообще чистой духовности, и так как ценность и достоинство этого воплощения заключаются в соответствии друг другу и единстве обеих сторон, идеи и её образа, то достигнутая искусством высота, степень превосходства и соразмерная его понятию реальность будут зависеть от той степени внутреннего единства, в какой художнику удалось слить друг с другом идею и её образ».

Духовность представляет собой высшую точку истины, которая отвоевала для себя адекватное понятию духа формирование. В ней содержится сущность деления для философии искусства. Духу, чтобы обрести сознание самого себя, необходимо пройти через несколько ступеней на пути к пониманию своей абсолютной сущности. Эти ступени содержать суть понятия, которые дух сама себе сообщает. Таким образом, происходит непосредственная последовательная смена типов искусства, а уже в его формах дух сознаёт сам себя.

Пример 3

«Идея как художественно прекрасное не является идеей, как таковой, абсолютной идеей, как её должна понимать метафизическая логика, а идеей, оформившейся далее в действительность и вступившей с ней в непосредственное единство. Хотя идея как таковая есть сама истина в себе и для себя, однако она есть истина лишь со стороны своей ещё не объективированной всеобщности. Идея же, как художественно прекрасное есть идея с тем специфическим свойством, что она является индивидуальной действительностью, выражаясь иначе, она есть индивидуальное формирование действительности, обладающее специфическим свойством являть через себя идею. Этим мы уже высказали требование, чтобы идея и её формообразование как конкретная действительность были доведены до полной адекватности друг другу. Понятая таким образом идея как действительность, получившая соответствующую своему понятию форму, есть идеал».

Из всего этого можно сделать вывод, что только классическая форма искусства может создать завершённый идеал и дать человеку возможность созерцать его как осуществлённый.

Поделитесь ссылкой: