Формирование рынка и виды конкуренции

  1. Идеальная модель конкуренции
  2. Несовершенная конкуренция 

Рыночные отношения строились поэтапно, в основном они сложились в процессе эволюции общества.

Замечание 1
В экономической литературе можно встретить множество понятий «рынок», но в общем понятии «рынок» — это пересечение интересов продавцов и потребителей. Основой таких отношений стали денежные средства, которые использовались в качестве инструмента любых операций обслуживания.

Революция в промышленности кардинально изменила не только само производство, но жизнь всего общества. Это повлияло на объёмы выпуска продукции, ее стандартов, количество и качество. На сегодняшний день механизм рынка выступает в качестве инструмента для саморегулирования систем экономики.

Отношения на рынке товаров и услуг обслуживают все этапы производственной деятельности. Крупные предприятия и организации предоставляют возможность получать ресурсы, производить необходимые и востребованные блага, получать доход. Что касается потребителей, то они могут удовлетворять свои потребности благодаря рынку с большим количеством продукции и услуг на выбор. Тем более, рынок влияет на ценовую политику товаров и услуг. Экономическая теория предполагает, на формирование рынка повлияли такие этапы общества:

  1. Отношения на рынке сформировались впоследствии использования единого эквивалента. Капитальные накопления повлияли на субъектов, то есть они стали стремиться к увеличению прибыли. Такой фактор стал причиной увеличения объёмов выпуска продукции, спрос и предложение на него;
  2. Экономические агенты стали независимо заниматься своей деятельностью. Производители вправе лично определять направление своей работы, самостоятельно распоряжаться своей прибылью, выбирать форму собственности. Что касается потребителей, то они отталкиваются лишь от своих собственных потребностей и выгод;
  3. На деятельность рынка не вмешивается государство. Основная задача государства разрабатывать законы и нормы, а также контролировать их соблюдение.

Идеальная модель конкуренции

Замечание 2
Понятие «конкуренция» переводится как состязание, борьба. Она всегда была и есть на рынке товаров и услуг, а ее причиной появления стали экономические субъекты свободного действия. В экономическом понятии «конкуренция» — это борьба между производителями за спрос покупателей.

Конкуренция бывает разных видов и форм. Существует модель идеальной конкуренции. Она используется для исследования разнообразных процессов хозяйственной деятельности. Идеальная или совершенная конкуренция формируется в свободной среде, где никто из экономических агентов не может повлиять на спрос, предложение и ценовую политику.

Конкуренция среди большого количества продавцов называют полиполия, а полипсония – это конкуренция среди множества потребителей. Рынок совершенной конкуренции имеет отличительные характеристики:

  1. Продавцы и покупатели не влияют на рынок в значительной мере;
  2. Продукция имеет аналоги, касаемо структуры, качества;
  3. Свобода при вступлении на рынок и выход из него;
  4. Общая доступность субъектов к производственной продукции;
  5. Прозрачность рыночных условий;
  6. Аналогичные условия конкуренции для всех предпринимателей

Совершенная конкуренция на рынке характеризуется пересечением интересов множества потребителей с продавцами. Ярким примером является фондовый рынок или валютная биржа. Ценовая политика варьируется в зависимости от объёмов спроса и предложения. Никто из продавцов или потребителей не может влиять на стоимость товара или услуги.

Несовершенная конкуренция 

Замечание 3
В реальном мире модель совершенной конкуренции не имеет места. В нынешнее время можно наблюдать только модель несовершенную конкуренцию, которая характеризует сегодняшние рынки товаров и услуг.

Как правило, рынки с несовершенной конкуренцией имеет не большое число продавцов и потребителей. Но независимо от их количества, они могут влиять на равновесие рынка. Стоит отметить также низкие барьеры для доступного вхождения на рынок и выход из него. Существует несколько видов несовершенной конкуренции:

  1. Монополистическая конкуренция. Здесь присутствует определенное количество производителей, предлагающих аналогичные товары и услуги. Такие условия подразумевают, прежде всего, конкуренцию не связанную с ценой, а направленную на улучшения путей сбыта продукции, маркетинг. Таких организаций не очень то и много, они могут влиять на основные параметры рынка;
  2. Рынок, где существует несколько крупных производителей, называется олигополия. В случаи возникновения конкуренции между ними, это кардинально скажется на рынке не лучшим образом. Поэтому для таких субъектов экономической деятельности существует негласная договоренность, касаемо ценовой политики, путей сбыта продукции и объёмов выпуска товаров;
  3. Когда на рынке существует один продавец — это называется монополистическим рынком. Он вправе самостоятельно определять и регулировать цену и характеристику продукции. Покупатели не могут воздействовать на цену, поэтому приобретают товары по установленной стоимости.

Источник