Федеративное устройство Российской Федерации

Целостность территории – это одна из составляющих независимости любого государства. Важным является и территориальное устройство. Это не просто деление государства по определенным принципам, но и правовое положение субъектов, взаимодействие их между собой и центром. Территориальное устройство государства классифицируется по-разному. Государство может быть унитарным и федеративным, здесь играет роль тип деления.

Территориальное устройство РФ

Определение 1

Российская Федерация является федеративным государствам по типу деления и по принципам разделения власти между центральными органами и субъектами.

Федеративное устройство России имеет свои особенности, они во многом связаны с ее развитием в XX веке. В период существования Советского Союза в качестве субъектов определялись республики. После 1992 года субъектами РФ стали края, области, города федерального значения и автономные область и округа. Конституция РФ провозгласила все субъекты равноправными. Тем не менее, республики более самостоятельны, они имеют свои государственные языки. На российской территории нет таможен, пошлин, сборов, чинящих препятствие передвижению по Российской Федерации, а также транспортировке товаров и перемещению финансов.

Особенности федеративного устройства РФ в том, что на территории страны соблюдаются единство гражданства, экономического пространства, бюджетной системы, системы государственной и исполнительной власти.

Состав Российской Федерации

В состав РФ входят республики, их статус определен Конституцией РФ и конституцией республик (Адыгея, Алтай, Марий Эл и др.), края, статус определен Конституцией РФ и уставами краев (Красноярский, Ставропольский и др.), области, статус определен Конституцией РФ и уставами областей (Кировская, Иркутская и др.), города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, Еврейская автономная область и автономные округа (Ненецкий, Чукотский и др.).

Регулирование и защита прав автономных округов, которые входят в состав краев и областей, осуществляется на основании федерального закона и договора между округом и краем или областью.

В РФ включены внутренние воды, воздушное пространство, море, находящееся внутри страны.

Полномочия РФ и субъектов

Полномочия между центральным органом и субъектами разделены. Рф контролирует принятие, внесение изменений, отмену Конституции РФ, федеральных законов. В ведении центра находится федеративное устройство и территория РФ. Центр регулирует и защищает права и свободы гражданина России, предоставляет гражданство, осуществляет регулирование и защиту прав национальных меньшинств. Центр формирует федеральные органы государственной власти, определяет основные направления политики, экономики, экологии, культуры, социальной деятельности и национального развития.

Замечание 1

С этой целью принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Совместными полномочиями РФ и субъектов являются конституции и законы республик, уставы краев и областей, городов федерального значения, автономных округов и области. Субъекты следят за обеспечением законности, правопорядка и безопасности на их территории. Занимаются проблемами землепользования, распоряжения полезными ископаемыми, водами, лесами. Обеспечивают охрану окружающей среды, выделяют особо охраняемые территории. Осуществляют охрану культурно-исторического наследия. В связи с этим принимаются федеральные законы и законы субъектов.

Регионы могут осуществлять правовое регулирование самостоятельно. Федеральные органы могут создавать на территориях регионов свои представительства и назначать должностных лиц для осуществления контроля за деятельностью местных властей. Частично полномочия Федерации могут быть переданы субъектам и наоборот.

Источник