Эволюция и основные типы коммуникаций. История развития коммуникаций. Классификация коммуникаций

Эволюция и основные типы коммуникаций

Определение 1

Коммуникации – это процессы обмена информацией между людьми посредством использования различных средств (знаков, слов, поведения и материальных артефактов).

На сегодняшний день коммуникации считаются связующими организационных процессов. В системе маркетинга под ними принято понимать процессы передачи информации о компании, ее деятельности и продукции, предлагаемой ею рынку, целевой аудитории. Для передачи информации используются соответствующие средства коммуникации.

Коммуникации играют важнейшую роль в управленческом процессе и служат основой принятия любых управленческих решений. Базовая модель коммуникации включает в себя следующие элементы коммуникативного акта: коммуникатора и коммуниканта (отправителя и получателя информационного сообщения), само информационное сообщение, канал, по которому оно передается и принимается, а также последствия, которые оно вызывает.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу
«ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд ?

Попробовать

В процессе своего развития коммуникации прошли сложный эволюционный путь. Они были присущи человеческому обществу еще с древних времени и развивались сначала от устной к документной, а затем и к электронной коммуникации. Их эволюция была тесно связана с эволюцией культуры.

Замечание 1

Сегодня коммуникации затрагивают различные сферы жизни человеческого общества. Их основными формами выступают беседы, дискуссии, телефонные разговоры, переговоры, пресс-конференции, деловая переписка, совещания и пр.

В зависимости от состава коммуникантов коммуникации принято подразделять на несколько типов (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.

Базовая типология коммуникаций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работРисунок 1. Базовая типология коммуникаций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Под межличностной коммуникацией принято понимать процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, которые вступают в непосредственный контакт друг с другом. Ее эффективность определяется, прежде всего, коммуникативными параметрами личности индивидов.

Коммуникация группового типа имеет место в случаях непосредственного общения небольшого числа людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой.

К коммуникации массового типа принято относить процессы распространения информации, осуществляемые с использованием технических средств и рассчитанные на численно большие, рассредоточенные аудитории.

История развития коммуникаций

История развития коммуникаций своими корнями уходит в глубокую древность. Уже издревле люди общались и взаимодействовали друг с другом посредством коммуникационного процесса. Даже в доисторические времена люди стремились к обмену информацией и новостями.

Изначально общение, как и сами коммуникации, начиналось с отдельных жестов, звуков, мимики. Позже люди научились передавать информацию на расстояние посредством криков. С течением развития человеческого общества звук стал сменяться письменностью. Так произошла революция в знаковых способах организации общества.

Общая хронология развития коммуникационной культуры включает в себя последовательность следующих форм:

  • словестность;
  • книжность;
  • мультимедийность.

Под словестностью понимается форма коммуникативной культуры, при которой все культурные смысле передавались в во времени и социальном пространства посредством устной коммуникации. Книжность представляет собой то состояние культуры, когда передача основных культурных смыслов обеспечивалась посредством документной коммуникации. Наконец, мультимедийность характеризует то состояние культуры, при котором основные смысл передаются посредством электронной коммуникации. Именно мультимедийность коммуникационных процессов отличает общество на современном этапе его развития.

Изначально формирование устной коммуникации происходило во времена пракультуры (1,5 млн. – 40 тьыс. лет назад). В эпоху археокультуры свое развитие получила словестность (40 тыс. лет назад – III тыс. до н.э.). Далее наступил этап книжности (палео- и нео- культура). Начиная с конца ХХ века, активно развиваться и проникать во все сферы жизни человеческого общества стала мультимедийность.

Классификация коммуникаций

Коммуникации поддаются множественной классификации по различным основаниям. в зависимости от множества классификационных признаков они могут быть подразделены на десятки различных видов. Рассмотрим лишь наиболее общие подходы к классификации коммуникаций в современном обществе.

По типу используемых знаковых систем коммуникации принято подразделить на два вида – вербальные и невербальные. В первом случае речь идет о словесной передаче информации, а во втором – об использовании оптикокинетической системы знаков. Таким образом, к категории вербальных средств коммуникации относят устную и письменную разновидность языка. В основе же невербальной коммуникации лежит использование мимики, жестов, знаковых и сигнальных систем.

Данный подход в определению видовой структуры коммуникаций считается основным, но далеко не единственным. Так, например, в зависимости от инициативности коммуникатора коммуникации могут быть активными и пассивными. По способам установления и поддержания контактов их подразделяют на прямые и дистанционные. В зависимости от степени организованности они могут быть случайными и организованными. Также коммуникации различают в зависимости от формы взаимодействия с реципиентов. В соответствии с этим признаком коммуникации могут быть личными и неличными.

В организации коммуникации принято подразделять на виды в зависимости от следующих признаков:

  • направленность общения;
  • каналы общения;
  • пространственное расположение каналов коммуникации;
  • субъекты и средства коммуникации.

Итак, в зависимости от направленности общения выделяют восходящие и нисходящие коммуникации. По каналам общения различают формальные и неформальные коммуникации. В зависимости от пространственного расположения каналов коммуникации их подразделяют на диагональные и горизонтальные. По субъектам и средствам коммуникаций выделяют межличностные коммуникации и коммуникации, осуществляемые при помощи технических, информационных и иных средств.

Источник

Поделитесь ссылкой: