Этические проблемы современной науки
- Этика в современной науке и ее проблемы
- Основные научные нормы этики
- Проблема использования научных результатов
Этика в современной науке и ее проблемы
Она делится на два раздела: учение о морали и учение о нормах этики. Если такую классификацию применить к науке, то стоит рассмотреть главные виды научного познания и нормы, что при этом возникают. Для рационального понимания вопроса стоит рассмотреть такие понятия как научное деяние и объект научного деяния.
Научные объекты и научные деяния делятся на этически оцениваемые и этически нейтральные. К этически оцениваемым относятся само исследование, которое может быть небезопасным для его участников и требовать серьезных финансовых затрат, обсуждение исследований и их результатов, а также их обнародование. Этически нейтральными являются такие деяния, в которых практически не наблюдается взаимодействия участников. Таковыми являются анализ материалов, выбор методики исследования, оборудования и прочее.
Объекты научного деяния делят на такие группы:
- этически оцениваемые — ученый, коллектив ученых, что изучает определенную задачу, совокупность коллективов, научное сообщество и человеческое общество;
- этически нейтральные — приборы, методика, материалы и прочее.
В процессе научного исследования этически оцениваемые объекты проводят этически оцениваемые деяния, порождающие этически оцениваемые взаимоотношения, в результате чего объекты превращаются в субъекты.
Различают три вида этически оцениваемых взаимоотношений, каждый из них рассматривается отдельным разделом в научной этике. Разберем подробнее каждый из них:
- Этика дискуссий. Основной проблемой взаимоотношений этого раздела научной этики есть нормы и мораль в процессе дискуссии. Даже в случае заочной дискуссии этические требования к ней предъявляются в полной мере, так как субъектами дискуссий есть люди.
- Этика публикаций. Здесь основной проблемой является этика взаимоотношений внутри научного сообщества.
- Социальная научная этика. Этим разделом рассматривается этика взаимоотношений научного мира со всем человеческим обществом и проблемы применения результатов исследований.
Основные научные нормы этики
Разберем основные научные нормы этики. Одной из самых важных норм есть этика научной дискуссии. Эта норма подразумевает ряд обязательных требований, а именно:
- недопустимо использование логических ошибок в процессе аргументирования собственного мнения по тому или иному вопросу. Данные ошибки приводятся в каждом учебнике по логике;
- недопустимо использование во время дискуссии тех способов доказательства, которыми можно доказать абсолютно все. К таким способам, например, относятся ссылка на ограниченность разума человека, интуиция и прочие. То есть во время научной дискуссии недопустимо использование фразы, типа «невзирая на определенную природу этого явления, его познать в полной мере невозможно, так как разум человека ограничен»;
- недопустимым является переход на личности участников дискуссии. Нужно четко понимать границу между научной точкой зрения собеседника и его личностными качествами.
Еще одной научной нормой этики является этика публикации. Она включает следующие требования:
- публикации подлежат лишь собственные идеи ученого. Если ученый в качестве доказательств или иллюстраций привлекает идеи или работы другого ученого, он должен использовать цитаты или ссылаться на них;
- важным является тот момент, что обнародоваться должны не только позитивные результаты исследований, но и отрицательные, опровергающие ту или иную концепцию ученого;
- публикация работ должна проводиться специализированными научными изданиями, в которых есть люди, разбирающиеся в теме публикаций. Особенно если речь идет о двояком понимании результатов, или ученый не обладает достаточным уровнем знаний в данной области.
Рассуждая о поведенческих нормах этики, ученые приходят к вопросам о главных ценностях, которыми должен руководствоваться ученый в своей научной деятельности, чтобы добиться результатов и авторитета среди коллег. Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) в своих работах представил учение о данных ценностях. Он предложил такие нормативные регуляторы научной деятельности:
- универсализм. Все явления, которые изучает наука, при одинаковых условиях протекают одинаково, а результаты исследований не зависят от особенностей характера ученого, его политической позиции, национальности и прочих особенностей;
- коллективизм. Результаты научного познания должны обнародоваться и быть общедоступными;
- бескорыстность. Основным стимулом для научной деятельность должна быть тяга к познанию истины, все остальные факторы, типа финансового вознаграждения, жажды славы и прочие, должны иметь незначительное влияние;
- организованный скептицизм. Данный регулятор характеризуется тем, что нужно всегда проверять данные и материалы для исследований, нельзя верить на слово. Также сюда относится тот момент, когда идея научного исследования не подтверждается, является противоречивой, важно набраться мужества и признать это.
Проблема использования научных результатов
Что касается этически оцениваемых взаимоотношений, то данная проблема является особо актуальной и составляет предмет исследования социальной научной этики. Социальной научной этикой изучаются проблемы влияния практически используемых научных достижений на жизнедеятельность общества и окружающей среды.
Но в ХХ веке стало понятно, что не все открытия дают положительные результаты на практике. Титаник, который считали непотопляемым чудом британской инженерии, в 1912 году утонул. Началась Первая мировая война в 1914 году, где впервые было использовано научное новшество — оружие массового поражения.
Первая мировая война была лишь первым признаком осложнения взаимоотношений между наукой и общественностью. Впоследствии человеческое общество неоднократно претерпевало проблемы, вызванные сознательным использованием научных открытий на практике или случайным выходом из-под контроля тех или иных процессов. Именно это все способствовало появлению социальной этики.
Социальная научная этика — это своеобразный раздел этики. Она рассматривает вполне конкретные и точные данные, но при этом не дает определенных рекомендаций. Она выявляет проблему и предлагает варианты ее решения. Основной проблемой, собственно, является вопрос: чем должен определяться научный прогресс — объективной логикой науки или ответственностью ученого перед социумом? Что порождает еще несколько важных вопросов:
- Кто должен отвечать за негативные последствие применения того или иного открытия — ученые, его разработавшие, или политические руководители, разрешившие применить его?
- Стоит ли продолжать исследования, если в их ходе становится понятным их будущее разрушающее воздействие?
К сожалению, данные вопросы пока остаются без правильных ответов, хотя вариантов ответов существует множество. Видимо, ответы на данные вопросы будут в будущем. Но сегодня мы живем в настоящем, и наша задача — помнить, что разрушить всегда намного проще, чем воссоздать, и относиться к тому, что мы имеем — бережно и с уважением.
И в заключение стоит заметить, что соблюдение этических норм не гарантирует ученым быстрых результатов, но их несоблюдение точно лишает шанса добиться хоть какого-нибудь успеха в научной деятельности.