Экономический маркетинг

Понятие и сущность экономического маркетинга

Экономический маркетинг является «детищем» экономической науки и развивается как область прикладной экономики. Он связан с такими экономическими понятиями как:

  • прибыль;
  • полезность;
  • специализация;
  • материальные блага;
  • рациональное поведение;
  • обмен.

Маркетинг унаследовал многое от экономики. Маркетинговые теории, концепции и положения опираются на экономическую теорию. На протяжении всего развития экономического маркетинга происходила смена приоритетов. Изначально внимание уделялось производству, товарам и самому предприятию. Далее в основу маркетинга был положена организация сбыта и продвижения продукции. Сейчас экономический маркетинг перерос в маркетинг взаимоотношений, т. е. построение взаимовыгодных партнерских отношений со всеми участниками рынка.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу
«ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд ?

Попробовать

Определение 1

Экономический маркетинг – это определенная философия производства, которая работает по законам рынка, постоянно развивается и совершенствуется под влиянием факторов внешней среды (экономических, политических, социальных и научно-технических).

Данный вид маркетинга позволяет компаниями достигать главную цель – максимизацию прибыли. Это возможно благодаря регулярному мониторингу изменений конъюнктуры рынка в рамках проведения маркетинговых исследований. Результаты исследований помогают скорректировать деятельность предприятия, оптимизировать производство, разработать стратегии и контролировать процессы распределения и продвижения продукции.

Замечание 1

Цель экономического маркетинга – это получение и объяснение результатов рыночной деятельности, а также разработка и применение движущих сил экономики для управления рынком, средств прямого и косвенного воздействия на рынок и его структуру.

Задачи экономического маркетинга:

  1. представление реальной экономической ситуации на рынке в стране и по регионам;
  2. определение и создание моделей рыночного развития;
  3. разработка текущих и стратегических прогнозов развития различных видов рынка.

Экономический маркетинг состоит из двух элементов:

  • составление системных предписаний или инструкций по производству и реализации продукции согласно договорам, планам и международным контрактам;
  • обоснование предписаний, которое основывается на постоянных маркетинговых исследованиях, включающих прогнозы рынка на краткосрочный и долгосрочный период времени.

К экономическому маркетингу относят и социальные результаты или последствия рыночной деятельности, но с некоторыми замечаниями. Также он включает и социальные механизмы, которые позволяют напрямую влиять на экономические процессы рынка.

Показатели экономического маркетинга

Экономический маркетинг характеризуется четырьмя группами показателей:

  • численность и состав компаний, которые занимаются рыночной (торгово-сбытовой) деятельностью;
  • роль маркетинга в экономике;
  • рыночные характеристики процесса товародвижения;
  • экономический результат торговой деятельности.

Замечание 2

Также экономический маркетинг изучает такие показатели, как объем, динамика и структура оптовой и розничной торговли, характеристики товарных ресурсов, сведения о торговой прибыли и данные экономической эффективности опта и розницы.

Анализ вышеуказанных параметров позволяет оценить ситуацию на рынке, разработать направления развития предприятия и реализовать их на практике. Оценка макроэкономической обстановки страны также представляет картину возможного кризиса и необходимости разработки антикризисных маркетинговых стратегий. Они помогут компаниям удержаться на рынке и даже обойти конкурентов.

Экономический маркетинг включает два функциональных направления:

  • оценка динамики развития рынка;
  • исследование территориального развития рынка.

Географическими единицами для исследования являются регионы страны. Оценка их экономической роли в общем объеме продаж рассматривается как одна из ключевых характеристик развития рынка. На этот показатель оказывает влияние следующие факторы:

  1. распределение и динамика доходов населения страны;
  2. ценовая конъюнктура;
  3. социально-демографические показатели;
  4. доля региона во времени и в пространстве и др.

Взаимосвязь маркетинга и экономики

В экономической системе маркетинг является более широким понятием. Под ним понимают полномасштабное исследование рынка спроса, потребителей, направления производства и цель выпускаемой продукции.

Также маркетинг – это активное воздействие на рынок и существующий спрос, а также на создание новых потребностей.

В условиях рыночной экономики функция маркетинга заключается в организации свободного и конкурентного обмена для гарантирования эффективного соотношения предложения и спроса на товары и услуги. Это соответствие требует следующего:

  • организация материального обмена (физического движения товаров между производством и потребителем);
  • организация коммуникации (движение информации).

Замечание 3

Маркетинг в экономике – это организация обмена и коммуникации между продавцом и покупателем.

Маркетинг позволяет устанавливать соответствие производства и спроса. Изучение потребительски предпочтений – основа создания ассортимента, который отвечает требованиям рынка и общественного спроса. Маркетинговые подразделения уделяют много внимания внешнему виду продукции, качеству, потребительским характеристикам и послепродажному сервису. Усилия маркетологов должны быть направлены на убеждение покупателя в том, что товара компании лучше конкурирующих аналогов, чтобы сформировать круг лояльных потребителей.

Маркетинг позволяет принимать обоснованные решения относительно производства, разработки новой продукции, ее совершенствования или снятия с производства при снижении спроса. Эффективный маркетинг способствует рациональному согласованию ресурсов и возможностей компании с ее целями. Успех компании на рынке влияет на развитие экономики в целом.

Источник

Поделитесь ссылкой: