Понятие стратегического маркетинга и маркетинговой стратегии

Компании, стремящиеся к успеху на рынке, обязаны заниматься стратегическим маркетингом. Это активный маркетинговой процесс, который направлен на рост среднерыночных показателей посредством регулярной политики создания товаров/услуг, обеспечивающих потребителей потребительской ценностью выше, чем у конкурирующих предприятий.

Определение 1

Стратегический маркетинг – это общая функция управления компанией, которая ориентирована на повышение ее конкурентоспособности в долгосрочной перспективе

Основные задачи стратегического маркетинга:

  • уточнение миссии компании;
  • постановка целей;
  • разработка маркетинговой стратегии;
  • обеспечение сбалансированной структуры портфеля товаров.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу
«ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд ?

Попробовать

Стратегическая маркетинговая деятельность в организации предполагает следующие действия:

  1. прогнозирование потребностей потребителей;
  2. стратегическая сегментация рынков;
  3. оценка параметров конкуренции;
  4. прогнозирование конкурентных преимуществ;
  5. стратегический брендинг;
  6. разработка нормативов конкурентоспособности.

Замечание 1

Маркетинговая стратегия является центром стратегического маркетинга, который вырабатывается в процессе стратегического планирования в компании.

Маркетинговая стратегия:

  • разрабатывается в ходе создания корпоративной стратегии, с которой обязана согласовываться;
  • определяется областью деятельности предприятия, его положением на рынке и стремлениями;
  • ориентация компаний не на рост или сохранение доли на рынке, а создание новых рынков сбыта.

Виды маркетинговых стратегий

Выделяют следующие виды маркетинговых стратегий:

  • портфельные стратегии — оптимизация управления ограниченными ресурсами фирмы и достижение баланса в товарном портфеле;
  • стратегии роста — увеличение доли рынка и/или объема продаж;
  • конкурентные стратегии — обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ
  • (наличие у компании способности более эффективно по сравнению с конкурентами и с максимальной прибылью удовлетворять платежеспособный спрос).

Наиболее распространенными стратегиями маркетинга являются:

  1. совершенствование организационной структуры фирмы;
  2. организация проникновения на новые товарные рынки;
  3. разработка и введение на рынок нового товара;
  4. проникновение на новые рынки посредством создания совместных предприятий;
  5. кооперация деятельности с фирмами, обладающими опытом успешной деятельности на интересующих рынках.

Замечание 2

Относительно того, какое конкурентное преимущество есть у компании маркетинговые стратегии бывают 4-х видов: стратегия дифференциации, лидерства по издержкам; фокусирования на издержках, фокусирования на дифференциации.

Первая стратегия предполагает выделение организации на фоне компаний-конкурентов благодаря высокому качеству или особых свойствам товара/услуги. Вторая – позволяет компании устанавливать минимальную стоимость товара, так как издержки на производство и сбыт продукции намного меньше, чем у конкурентов. Минимизация затрат возможна за счет наличия экономичного оборудования, технологий производства, выгодного географического положения и др. Третья стратегия – это та же стратегия лидерства по издержкам, но направленная на один сегмент потребителей. Последняя четвертая стратегия представляет собой стратегию дифференциации, но ориентированную на один сегмент.

Разработка эффективной маркетинговой стратегии в компании

Процесс разработки стратегии маркетинга включает в себя три блока: аналитический, практический и контрольный.

В общем виде процесс разработки маркетинговой стратегии выглядит следующим образом:

Этапы разработки маркетинговой стратегии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работРисунок 1. Этапы разработки маркетинговой стратегии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Аналитический этап предполагает следующие действия:

  • общий анализ рынка (определение границ рынка, емкость, потенциал);
  • определение уровня конкуренции и выделение основных игроков рынка (модель 5-ти сил конкуренции Портера и карта позиционирования);
  • оценка потребителей (выделение сегментов и целевой аудитории);
  • анализ внутренней среды компании (SWOT-анализ);
  • оценка товарного портфеля предприятия (определение места каждого товара в продуктовом портфеле: доля в структуре прибыли, темпы роста, объем продаж и пр.);
  • формулировка целей маркетинга.

Практический этап – это разработка маркетингового плана компании. На этой стадии все силы направлены на определение действий по улучшению позиций предприятия на долгосрочной основе.

В ходе разработки плана маркетинга изучаются три компонента. Во-первых, выбор орудия конкурентной борьбы. Необходимо выделить основные параметры товаров/услуг, которые позволили бы отличаться от конкурентов. По каждому параметру разрабатывается план развития и определяется стратегия конкурентной борьбы. Во-вторых, разрабатывается план действий и стратегия развития в каждом целевом сегменте. В-третьих, определяется набор мероприятий по всем элементам комплекса маркетинга. Составляется бюджет, календарный план, определяются исполнители и ответственные лица.

После реализации маркетинговой стратегии необходимо провести контрольные мероприятий или маркетинговой аудит. Это анализ внутренней и внешней среды компании относительно того, как соотносится положение предприятия принятой стратегии маркетинга с последующей корректировкой.

Оценка эффективности стратегии маркетинга

Замечание 3

Основным видом деятельности любого подразделения маркетинга является оценка эффективности. В частности, определение эффективности маркетинговой стратегии необходимо осуществлять для того, чтобы выявить факторы, оказывающие воздействие на показатель качества стратегии маркетинга, их взаимосвязь, степень и характер влияния.

Выделяют несколько методов оценки эффективности маркетинговой стратегии:

  • качественный;
  • количественный;
  • социологический;
  • балльный.

Первый метод направлен на анализ факторов внешней среды (экономические, политические, социальные, культурные и т.д.), выявление угроз и перспектив развития компании.

Количественный метод – это составление отчетов по конечным финансовым результатам деятельности компании: оценка объема продаж, сравнительный анализ расходов на рекламу и маркетинг, полученной прибыли и т.д.

Социологический метод оценивает эффективность влияния маркетинговых мероприятий на поведение потребителей.

Последний метод представляет собой оценку эффективности путем проставления баллов по каждому критерию.

Источник