Эффективность денежного обращения
- Основные положения
- Анализ эффективности обращения денег в государстве
- Ключевые индикаторы для оценивания оборачиваемости денег
Основные положения
Использование этого понятия в разрезе эффективности денежного обращения выражается в том, сколь продуктивным образом функционируют механизмы управления обращением денежных средств для оптимизации количества денег в государстве. Как правило, выпуск денег в стране осуществляют государственные структуры, а эмитентом считается государство.
При излишнем количестве денежных средств в стране начинаются инфляционные процессы, и чем большим является излишек, тем с большими темпами будет осуществляться возрастание инфляции. Быстрый рост и высокий уровень инфляции, в то же время, предусматривает большое количество неблагоприятные результаты формирования экономики в стране. Это может быть активное снижение степени производства, снижение уровня жизни граждан страны, уменьшение степени социального и экономического становления государства.
По данное причине, требуется эффективное и четкое формирование денежной массы на территории государства. Для того чтобы соответствие денежной массы в государстве было оптимальным применяются две ключевые формулы:
- Закон денежного обращения немецкого философа Карла Маркса, выражающий экономическую зависимость между массой обращающейся продукции, уровнем их цен, а также скоростью обращения денежных средств;
- Уравнение денежного равновесия американского экономиста Ирвинга Фишера, описывающее соотношение денежной массы, скорости обращения денежных средств, уровня цен и объема изготовления продукции.
Для контролирования оборота денежных средств в государстве осуществляется сбор и аналитическая работа по статистике. К статистической информации относятся следующие данные:
- Информация о денежных агрегатах (виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга уровнем ликвидности);
- Информация о переменах в потребительской способности и сбережении граждан страны;
- Валовом производстве товаров;
- Уровне депозитов и кредитов в банковской системе;
- Иная информация.
Данные информационные показатели статистики отображают кредитно-денежные отношения в государстве или осуществляют большое воздействие на них.
Анализ эффективности обращения денег в государстве
Следовательно, по уравнению И. Фишера можно осуществить динамическую оценку преобразования скорости обращения денежных средств в государстве благодаря таким индикаторам:
- Денежная масса в государстве (денежный агрегат М2, по информации Центробанка либо Федеральной статистической службы);
- Валовой национальный продукт, который представлен в текущих ценах (по информации Федеральной статистической службы).
Следовательно, с повышением скорости оборачиваемости денежной массы осуществляется возрастание развития экономики государства, означающее, что управление происходит эффективно. В противном случае при уменьшении скорости оборачиваемости денежной массы, просматривается спад экономики.
Возможно осуществить анализ эффективной денежной оборачиваемости в государстве, используя сопоставление подобных показателей в иных государствах. В том числе, можно произвести оценку эффективности реорганизационных мер по денежно-кредитному управлению, воздействующих на оборачиваемость денег, благодаря методикам регрессионной и корреляционной оценки.
Ключевые индикаторы для оценивания оборачиваемости денег
Ключевыми индикаторами, применяемыми для анализа и оценивания эффективности оборачиваемости денег, являются:
- Денежный агрегат М0;
- Денежный агрегат М1;
- Денежный агрегат М2;
- Денежный агрегат М3;
- Скорость оборачиваемости денежной массы;
- Длительность оборачиваемости в днях ежегодно;
- Процент наличности денег в денежной массе;
- Процент безналичных денег в денежной массе;
- Валовой национальный продукт, который представлен в нынешних ценах;
- Степень инфляции;
- Процентная ставка рефинансирования;
- Процент суммы депозитов и кредитов в денежной массе;
- Номинальная денежная масса, а также денежная масса в нынешних, существующих ценах;
- Денежный мультипликатор;
- Ставка процента обязательных резервных средств, которые устанавливаются Центральным банком Российской Федерации для коммерческих банковских структур.