Достижения и проблемы науки, культуры и образования после ВОВ

Достижения и проблемы науки, культуры и образования после ВОВ

  1. Кризис в науке
  2. Достижения в сфере образования

В ходе Великой Отечественной войны русская культура получила огромный ущерб. Тысячи школ и сотни университетов и институтов были разрушены, многие музеи и библиотеки разграблены, а ценные экспонаты пропали за рубежом. Погибли на фронте, от голода или немецких бомб многие выдающиеся деятели культуры и искусства. Восстановление научно-культурного потенциала страны представляло огромную трудность, так как количество выпускников ВУЗов сократилось в десятки раз.

Чтобы ускорить восстановление культурной и научной жизни советского общества, государственно-партийный аппарат проводил активную политику вмешательства и контроля над этим процессом, особенно в первые послевоенные годы. При этом партия рассматривала культуру, как неотъемлемую часть «идеологического фронта» и старательно навязывало обществу не только политику партии, но также и культ личности «великого вождя». Все попытки отойти от политики марксизма-ленинизма подвергались жесткой критике и преподносились как «буржуазные» взгляды и поклонение загнивающей западной культуре.

На фоне усилившегося контроля над культурной жизнью началась «охота на ведьм» — деятелей искусства, чье творчество не вписывалось в установленные рамки и стандарты. Первыми жертвами стали писатель М. Зощенка и поэтесса А. Ахматова. Уже в 1946 году были закрыты журналы «Звезда» и «Ленинград», где они печатались, а вскоре на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) первый секретарь партии по идеологии Жданов в открытую обвинил Ахматову и Зощенко в антисоветской пропаганде. Вскоре за ними последовали и другие деятели культуры, чье творчество шло вразрез с официальной пропагандой.

Замечание 1
На 70-летие Сталина партия потребовала от деятелей искусства написания хвалебных произведений о гениальности великого вождя. В общей сложности, за год было опубликовано более 2000 произведений, часть писателей и поэтов (та же Ахматова) были вынуждены согласиться, чтобы не попасть в застенки МГБ.

Кризис в науке

Вместе с ужесточившимся партийным контролем в культурной жизни, начался контроль науки. После организованных в период с 1947 по 1951 гг общественных дискуссий по философии, языковедению и политэкономике, начались гонения на ряд видных ученых. Некоторые отрасли науки, такие как генетика, кибернетика, квантовая механика, вообще оказались под запретом, как «лженаучные. Многие видные ученые (Иоффе, Ландау, Зельдович и др) были вынуждены уйти с научной работы, а их место заняли те, кто мог угодить партии. Результатом этого стал застой науки во многих сферах. К примеру, из-за назначения академика Лысенко главой аграрного сектора, советское сельской хозяйство оказалось в упадке на многие годы. По мнению некоторых видных ученых-физиков, от репрессий их спасло только то, что СССР в срочном порядке требовалось создание ядерной бомбы и только это позволило им продолжать свою научную деятельность.

Замечание 2
После смерти Сталина контроль над культурой и наукой со стороны партии значительно ослаб. Многие художники, которые находились под запретом, снова получили возможность издавать свои произведения, но все равно партия оставила за собой право на цензуру и контроль любых произведений.

Достижения в сфере образования

Если в культуре и науке наблюдался застой и репрессии, то система здравоохранения и образования получила приоритетное значение. К концу пятилетки расходы на образование и медицину вышли на второе место после расходов на восстановление промышленности. Населению активно прививалась культура профилактики заболеваний, поддержания здоровья и иммунитета на должном уровне. Массово развивался спорт.

Достижения и проблемы науки, культуры и образования после ВОВ 1 – Студенты России

К 1950 году число студентов в высших учебных заведениях составило почти 1.3 млн человек – это на 50% больше, чем до войны в 1940 году. Примерно на 30% по сравнению с 1940 годом увеличилось число студентов техникумов и ПТУ – тоже до 1.3 млн. человек. Только в 1950 году из стен высших и среднеспециальных учебных заведений было выпущено около 500 тысяч молодых специалистов, принявших активное участие в восстановлении экономики страны.

Значительный подъем произошел в культурной сфере. К 1950 году число кинотеатров по сравнению с 1940 годом выросло на 50%, библиотек и дворцов культуры – на 15%, но при этом почти в два раза уменьшилось число театров. Тираж газет и журналов увеличился в 4 раза, книг – на 84%.

Источник

Поделитесь ссылкой: