Определение 1

«Дом качества» — это основной инструмент структурирования функций качества, который демонстрирует связь между фактическими показателями качества и вспомогательными показателями.

«Дом качества» как инструмент структурирования функций качества

Современный менеджмент качества обладает различными инструментами и методами управления, анализа, контроля. Одним из инструментов, который получил широкое распространение, является «Дом качества».

«Дом качества» представляет собой основной инструмент структурирования нужд и пожеланий потребителя, который более известен как метод структурирования функций качества. Данный метод был разработан и впервые использован на заводе компании Mitsubishi в городе Кобэ (Япония).

Структурирование функций качества считается одной из наиболее эффективных методик в области планирования качества. Оно заключается в развертывании функций и операций деятельности по обеспечению качества продукции, которое удовлетворило бы запросы потребителей. При этом, чтобы гарантировано получить желаемый конечный результат, рассматривается каждый этап жизненного цикла проекта создания продукции.

Метод структурирования функций качества предполагает поэтапное развертывание и конкретизацию требований потребителя, т. е. работы проводятся от предынвестиционных исследований до предпродажной подготовки.

В качестве результатов применения данного метода могут рассматриваться:

  • выявление важных для клиента показателей и определение степени их важности;
  • перевод потребностей клиента в определенные технические характеристики;
  • определение тех компонентов проекта, которые в целях удовлетворения всех потребностей нуждаются в изменения и добавлениях;
  • уточнение последовательности модификации товара с точки зрения стоимостных и качественных пожеланий клиента.

«Дом качества» по своей сути является таблицей или матрицей. Он иллюстрирует связь между фактическими показателями качества, в роли которых выступают потребительские свойства, и вспомогательными показателями, в роли которых выступают технические требования.

«Дом качества» это принципиальный план, который обеспечивает взаимосвязь средств межфункционального проектирования. Это позволяет людям, которые связаны с решением различных задач и наделены разной ответственностью, со знанием дела обсуждать очередность проектных работ, используя в качестве доказательств структуры решеток «Домов качества».

Первоначально «Дом качества» нашел применение в промышленности: на производстве электроники, электробытовых приборов, интегральных схем, конструкторского оборудования, сельскохозяйственных машин, синтетического каучука, одежды. В то же время проектировщики сейчас используют «Дом качества» для обслуживания розничных торговых точек, и даже для планирования меблировки жилых помещений.

Описание этапов построения «Дома качества»

Построение «Дома качества» происходит в несколько этапов. На первом этапе выясняют и уточняют требования потребителей. Это осуществляется через проведение опроса, в ходе которого потребители, как правило, формулируют свои пожелания в абстрактной форме.

Второй этап заключается в ранжировании потребительских требований. Проводится упорядочение списка потребительских требований по степени их важности, т.е. составляется рейтинг. После этого будет сделано левое крыло «Дома качества».

На третьем этапе начинается работа с крышей «Дома качества». Сначала составляют список инженерных характеристик будущего изделия. Четвертый этап предполагает вычисление зависимостей потребительских требований и инженерных характеристик, т. е. потребительские требования, выраженные в абстрактной форме, достаточно обобщенно переводят в инженерные характеристики, что позволяет решить, какие характеристики оставить, а какие — убрать.

В рамках пятого этапа заполняют корреляционную матрицу, которая показывает соотношение между основными показателями качества, стоимости и времени. Заполняющие ее символы указывают на положительную или отрицательную связь между соответствующими техническими характеристиками продукта с позиций интересов потребителя.

Далее образуют пол «Дома качества». На шестом этапе рассчитывают весовые значения инженерных характеристик с учетом рейтинга потребительских требований, а также устанавливают зависимости между этими двумя группами параметров. На следующем этапе эксперты оценивают техническую реализуемость тех значений инженерных характеристик, которых в наибольшей степени требуют потребители.

Правое крыло «Дома качества» формируется за счет учета влияния конкурентов, которые в условиях рыночной экономики всегда представляют потенциальную опасность для фирмы. Это обстоятельство дает предпосылки для выпуска на рынок нового конкурентоспособного продукта.

После того, как все вышеуказанные процедуры будут выполнены, производители получат исходные данные для технического задания на проектирование и разработку новой продукции. Кроме того, сама процедура определения основных характеристик разрабатываемого продукта станет более формализованной. Будут в большей степени учитываться актуальные пожелания потребителей.

Таким образом, инструмент «Дом качества» и метод структурирования функций качества позволяют руководителям производственных предприятий принимать обоснованные решения по управлению качеством процессов создания продукции. Учет потребительских требований и их представление в виде технических (инженерных) характеристик заложат прочную основу для повышения и поддержания на высоком уровне конкурентоспособности фирмы и ее продукции.

Источник