Долгосрочное планирование качества

Определение 1

Планирование качества — это деятельность уполномоченных структурных подразделений и должностных лиц организации по составлению планов достижения заданных показателей качества готовой продукции и производственных процессов.

Общие сведения о планировании качества

В настоящее время все большее значение для предприятий начинает играть серия международных стандартов, которые посвящены системе менеджмента качества — ISO 9000. Их положения могут быть реализованы при помощи различных инструментов. Одним из основных инструментов на сегодня считается планирование качества.

Планирование представляет собой одну из функций управления, в рамках которой структурные подразделения и должностные лица организации разрабатывают и утверждают планы, т. е. документы, в которых устанавливают цели, задачи, основные направления деятельности, способы и сроки их реализации, ответственные исполнители и т. д.

Планирование качества может иметь отношение к готовой продукции, производственным процессам, процессам управления. Планирование впоследствии позволяет установить контроль за качеством путем сравнения фактических значений анализируемых показателей с заранее запланированными.

Существует несколько разновидностей плановой деятельности. Чаще всего ее различают по такому критерию, как горизонт планирования. В соответствии с ним выделяют краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование. Как правило, положениям долгосрочного планирования подчиняют положения среднесрочного и краткосрочного планирования.

Программно-целевой подход к планированию качества

Концепция комплексного управления качеством исходит из того, что долгосрочное планирование качества следует осуществлять на основе программно-целевого подхода к процессам обеспечения качества ввиду сложности объекта планирования (т. е. качества продукции) и влияния на него множества различных воздействий.

Сущность программно-целевого подхода заключается в объединении имеющихся в наличии ресурсов и в их наиболее эффективном использовании для решения поставленных задач. Если этот подход использовать правильно, то могут быть обеспечены гибкость, динамичность и адаптивность системы качеств.

Программно-целевой подход к планированию качества заключается в разработке целевых программ, т.е. комплекса мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам, целям и задачам, исполнителям, срокам. Обычно программы подразделяют на подпрограммы, которые целесообразно формировать по отдельным стадиям петли качества (жизненного цикла продукции).

Программа обеспечения надлежащего качества готовой продукции, как правило, должна состоять из мероприятий:

  • по совершенствованию технологии и методов контроля качества;
  • по метрологическому обеспечению производства;
  • по проведению авторского надзора за качеством изготовления продукции;
  • по составлению и заполнению графиков периодического контроля соблюдения технологической дисциплины;
  • по аттестации испытательного оборудования;
  • по проверкам оборудования на технологическую точность;
  • по пересмотру технической документации.

Процедура APQP

Как показывает практика, долгосрочное планирование качества продукции имеет место в случае освоения нового продукта в промышленности, в частности, в автомобильной промышленности. Ошибки в этом случае могут нанести компании большой ущерб. Чтобы не допустить подобного развития событий, были разработаны специальные методики планирования, которые состоят из конкретных процедур и техник.

На данный момент одной из самых распространенных методик долгосрочного планирования качества является Аdvanced product quality planning (APQP, перспективное планирование качества продукции). Она была разработана в 1980-е года «большой тройкой» американских автомобильных производителей: Ford, General Motors и Chrysler.

Процедура APQP была разработана для того, чтобы определить требования к поставщикам. Ее основная цель заключалась в разработке плана качества нового продукта, который будет являться основополагающим при освоении данного продукта, что приведет к полному удовлетворению заказчика.

Рассматриваемая процедура состоит из пяти фаз:

  • фаза 1 – анализ требований потребителя с целью планирования и определения программы разработки продукции;
  • фаза 2 – завершение разработки конструкции путем подтверждения соответствия разработанными поставщиком конструкции продукта и технологического процесса требованиям заказчика по качеству, затратам и срокам;
  • фаза 3 – завершение разработки производственной оснастки и подтверждение соответствия изготовленных деталей техническим требованиям на продукт;
  • фаза 4 – завершение разработки продукта и технологического процесса, а также подтверждение возможности процесса производства по достижению целевых показателей по качеству, затратам и срокам;
  • фаза 5 – наращивание производства и массовое производство, а также непрерывный мониторинг его показателей с целью повышения удовлетворенности потребителя.

Между перечисленными фазами существуют определенные связи. Они обычно идентифицируются и уточняются путем составления конкретного календарного графика, его последующей адаптации и подтверждения со стороны руководителя.

Таким образом, неотъемлемой составной частью современной системы управления качеством в организации является его долгосрочное планирование. Оно может осуществляться путем реализации как программно-целевого подхода (т.е. разработки и реализации целевых программ), так и специальных методик и фреймворков, которые в свое время были разработаны практикующими производителями (например, можно воспользоваться процедурой APQP).

Источник

Поделитесь ссылкой: