Краткая биография 

Знаменитый арабский государственный деятель, социолог, историк, политолог и философ Ибн Хальдун Абд ар-Рахман Абу Зейд родился в 1332 г. в Тунисе в богатой семье. Но после того, как его родители умерли из-за чумы, Ибн Хальдун был вынужден зарабатывать себе на жизнь, поэтому он продолжительное время работал обычным писцом при дворе.

Однако трудное юношество не помешало Ибн Хальдуну сделать политическую карьеру, сменяя один государственный пост при дворе на другой. Он сыграл ведущую роль в политической судьбе мусульманских стран Северной Африки (Магриба). В течение жизни он также был воспитателем, советником, послом, судьей, канцлером у ряда правителей. Умер Ибн Хальдун в 1406 г. в Каире.

Замечание 1

«Ибн Хальдун — гений арабского мира, единственная светлая точка на темном фоне своего времени и края»
Тойнби А.

Деятельность Ибн Хальдуна пришлась на то время, когда арабская цивилизация всеми силами, но безрезультатно пыталась преодолеть хаос, пришедший после периода междуцарствия (975-1275). Возможно, именно на фоне столь мрачных дней Ибн Хальдун особенно запомнился своей ролью на мировой арене.

Политическая философии Ибн Хальдуна основывалась не на идеальном, а на реально существующем государстве, когда правители в рамках своей деятельности серьезно отклонялись от принципов и постулатов мусульманского права. Он отстаивал объективный и рациональный характер истины, противопоставляя политические и практические знания и опыт схоластике и ложной мудрости.

Ибн Хальдун был первым, кто попытался создать самостоятельную науку об обществе, которая служила бы практическим пособием для политической деятельности.

«Большая история» Ибн Хальдуна

Ибн Хальдуна провел 4 года в уединении, результатом которого стал его научный труд, который зачастую называют литературным шедевром — «Большая история». По значимости эту книгу ставят в один ряд с трудами таких великих политических деятелей, как Макиавелли или Фукидида.

Замечание 2

Полное название «Большой истории» — «Большая история, или Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, овладевших властью великих размеров»

В «Большой истории» Ибн Хальдун применил на практике свои обширные знания политической и экономической жизни многих племен и народов, а также огромный личный опыт активного политического деятеля.

«Пролегомены»

«Пролегомены (Мукаддима)» — это введение к «Большой истории», которое является, по сути, энциклопедическим произведением. В нем детально описана вся культурная жизнь арабского Средневековья, представлены сведения о Земле и ее климатических зонах, о живущих на ней народах и их истории, о процессе возникновения государств, о ремеслах и сельском хозяйстве, о финансовой и налоговой системах, о науках и искусствах и многом другом.

Но все же «Пролегомены» — это, в первую очередь, энциклопедия политической и социально-экономической жизни эпохи Ибн Хальдуна, в которой он излагает свои рассуждения о государстве, формах правления, об обществе, а также циклах подъема и упадка цивилизаций в ходе смены поколений.

В «Пролегоменах» отражено четкое разграничение понятий «государство» и «общество». По мнению Ибн Хальдуна, изначально государство являло собой изменившуюся примитивную группировку, в которой государь действовал, опираясь на родственные связи (асабийя), соединяющие членов этой группировки в единый организм.

Хальдун полагал, что асабийя – это обязательная основа государства, необходимая для подавлений иноплеменных подданных. Уничтожить асабийю означает уничтожить само государство, а «порча асабийи» — это сигнал назревшего в государстве кризиса и «симптом хронической болезни».

Тем не менее, Ибн Хальдун отрицательно отзывается о государстве, называя в его «слепой силой», возникающей по материальным причинам, которые и приводят государство к погибели, попутно убивая общество, на котором это государство паразитирует. По мнению деятеля, средняя продолжительность деградации и последующей неизбежной гибели государства — три поколения.

Таким образом, переход от примитивности к цивилизации затрагивает не только общественные процессы, но и политические, связанные с переходом от первобытной демократии к отношениям господства и неравенства, подавления и подчинения, осуществляемым государством.

Замечание 3

Главный вывод и идея «Пролегомен» — основная причина упадка общества заключается в государстве

Теория эволюции власти

Формулируя так называемую теорию эволюции власти, Ибн Хальдуна выделяет пять основных фаз и этапов развития государства:

  1. победа – лидер движения вместе с народом и своими кровниками подавляет сопротивление врага и захватывает власть у предшествующей правящей династии;
  2. новая власть — лидер становится владыкой над народом, он подавляет любые намерения своих единомышленников о разделе власти; в этой фазе родственные племена отделяются группировки, помогавшей привести правителя к власти;
  3. досуг и спокойствие — этап расцвета государства, установление порядка, спокойствия и уверенности;
  4. моральная деградация и неудовлетворенность властью, которая ведет роскошный образ жизни — правитель начинает применять насилие и иные деспотические методы подавления оппозиции;
  5. расстройство и посягательства — этап упадка и гибели государства.
Замечание 4

Эти ступени государственной эволюции аналогичны для любого человеческого объединения

Ибн Хальдун в процессе своей деятельности также разработал оригинальную классификацию форм правления. По его мнению, возможны три формы правления:

  • естественная монархия – характеризуется корыстными намерениями правителя, деспотизмом его власти;
  • политическая монархия – основана на разумных и рациональных критериях, следует политике защиты «земных» интересов подданных;
  • халифат – опирается на принципы священного мусульманского права и мораль мусульманства, удовлетворяет запросам верующих.

Ибн Хальдун считал, что именно халифат является оптимальной формой правления, в которой отражена высшая справедливость.

Замечание 5

«Халиф, опирающийся в своей политике на всеобщее убеждение верующих в справедливости мусульманского права, обязательно будет уважаем народом»
Ибн Хальдун

Политическую теорию Ибн Хальдуна называют вершиной развития арабской политической мысли, после достижения которой всякое дальнейшее развитие остановилось. Ибн Хальдун был первым политическим мыслителем, создавшим теорию о политических и социальных изменениях в обществе, об эволюции политической власти, в которой присутствовали ответы на вопросы, поставленные той эпохой.