Детерминизм и индетерминизм в философии

Связь между всеми явлениями и процессами в мире установлена однозначно, и оспаривать этот факт никто не смеет. Эта взаимосвязь подтверждена философским принципом детерминизма.

Определение 1

Детерминизм – это учение, которое посвящено всеобщей обусловленности явлений и событий.

Свои корни это понятие берёт из латинского языка, что в дословном переводе означает «определять» или «отделять». Говоря о первых представлениях связи явлений и событий, стоит отметить, что они появились из повседневной жизни людей и получили своё отражение в идеи, что ничто не появляется из ничего и не превращается в ничто.

Классическая философия XVII-XVIII вв. опирались на идею, что мир складывается из отдельных объектов и вещей. По мнению мыслителей, Вселенная представляется как полое пространство, движения веществ в котором заранее предусмотрено траекториями. Материя состоит из неделимых атомов, которым характерна постоянная масса, при этом время и пространство абсолютны. Вселенная, по своему существованию, напоминает механизм, с чётко отлаженными действиями. Её основная цель выстраивать причины и следствия в цепочку XVII-XVIII вв., которая соответствует строгой необходимости явлений и вещей. Такой мир не терпит случайностей, случайным может быть только, что человек до настоящего момента не может никак объяснить. Однако, в силу рациональности мира и когнитивных способностей человека, в конечном итоге человек сможет получить исчерпывающее знание о бытие.

Замечание 1

Такая картина мира сформировалась благодаря усилиям известных учёных: И. Ньютона и Р. Декарта.

Физика И. Ньютона и философия Р. Декарта стали основой совершенно верных и адекватных представлений о взаимосвязи абсолютно всех явлений и событий, однако из этих исследований сложилось ошибочное мнение о всеобщей мировой необходимости и полному отсутствию случайностей. Такую форму детерминизма стали называть механической.

Механический детерминизм

В основе механического детерминизма лежит трактовка взаимосвязей и взаимодействий всех типов как механических, а также отрицание возможности объективного существования случайностей. Одним из наиболее известных сторонников механического детерминизма считается Б. Спиноза. В основе его идей лежала мысль о том, что случайными человек называет те явления, о которых у него недостаточно знаний.

Ещё один учёный Пьер Симон Лаплас высказывал мнение, что если собрать все знания обо всех явлениях и событиях, которые происходят в определённый момент, то откроется возможность предсказать будущие события и перестроит прошедшие.

Замечание 2

Впоследствии теория П. С. Лапласа была названа «демоном Лапласа».

Во времена механического детерминизма человеческая личность находится на периферийных позициях. Человек, согласно идеям механического детерминизма, — это маленький винтик огромной системы, которая отлаженно работает, а он лишь природное тело вместе с другими такими же. Наука и философия не могли посредством своих идей объяснить «невещные», духовные проявления личности и попросту их не рассматривали. В конечном итоге стало понятно, что для науки Нового времени чуждо знание о человека. При  этом философия в качестве своеобразного компенсатора подобного недостатка и заботилась об утверждении мира свободы, морали и красоты, который существовал параллельно с миром природы.

Фатализм

Настал момент, когда философия практически перестала обращать хоть какое-то внимание на человека, полностью исключив его из картины мира и выдвинув на первые позиции «субъект познания». В силу всех этих событий в обществе назревало новое учение – фатализм.

Определение 2

Фатализм – это учение о всеобщей предопределённости явлений и событий.

В ходе научных открытий, которыми была ознаменована вторая половина XIX в., серьёзно пошатнулось доверие к догмам и истинам в науке, тем самым вызвав научную революцию, после которой пришли перемены в классических взглядах на мир и человека. Механический подход сменился органическим и системным. Новая картина мира представляла Вселенную как совокупность связей, а мыслила как неделимую действительность всеобщих связей.

Замечание 3

Согласно классическому философскому подходу, мир представлялся как действие часового механизма, в неклассической складывался прообраз паутины или сети.

Среди причин, которые стали толчком к формированию новой картины мира стали научные открытия А. Эйнштейна, Э. Резерфорда, Н. Бора и В. Гейзенберга. Последний утверждал, что самое важное достижение современной науки заключается в том, что она смогла разрушить классические границы естествознания и раздвинуть границы абсолютного познания. Согласно воззрениям В. Гейзенберга, реальность различается по факту того, наблюдаем мы её или нет. В квантовой теории появилось мнение, что объективное описание природы может быть не только тотальным, потому как результаты измерения во многом зависят от измерительного прибора. Иными словами, человеку необходимо самому присутствовать во время научного эксперимента, а это значит, что убрать его из картины мира не представляется возможным, как это было в классической науке и философии.

Замечание 4

Результаты исследования и научные выводы В. Гейзенберга получили название принципа соотношения неопределённостей.

Смысл принципа соотношения неопределённостей заключается в том, что невозможно одномоментно точно определить координату и импульс микрочастицы, иными словами установить её местоположение и скорость, с которой она движется; если получено точное значение одной, то другая обязательно останется неопределённой. Стоит обратить внимание, что это никоем образом не связно с несовершенством измерительных приборов, научно установлено, что это зависит от объективных свойств микрообъектов.

 

Новые научные открытия изменили представления о мире и материи. Стало понятно, что сознание не является частью системы объективных связей вещей и явлений. Материя, в свою очередь, перестала представляться только в виде вещества. Теперь она могла быть, к примеру, полем, плазмой или вакуумом. Ввиду этого, наука XX в. усложнила мир и внесла в него некоторые сложные для понимания истины. Кроме того, наука возвратила в картину мира человека. Исходя из всего этого, получила своё развитие теория бессознательного, биология и генетика. Эти науки по-новому взглянули на мир и сущность бытия. Более того, достижения в астрофизике помогли осуществить прорыв в мегамир.

Индетерминизм

В XX в. произошла смена детерминизма индетерминизмом. Это случилось из-за того, что новые исследования в физике и философии обращались в проблематике человеческого бытия. В основе индетерминизма лежит отрицание всеобщей связи между явлениями и событиями, также индетерминизм не приемлет всеобщий характер причинности. Иначе говоря, сохраняет мысль о том, что не все явления и события возникают в результате каких-либо причин. Всеобщая связь всех явлений со всеми событиями доподлинно не установлена, а значит, не доказана.

Вся история философской науки пронизана противостоянием индетерминизма и детерминизма.

Пример 1

Детерминизм Б. Спинозы сосуществовал с индетерминистическими идеями Д. Юма.

В XVII в. были общепризнаны идеи механического детерминизма. А уже в начале XX в. сформировались идеи индетерминизма как реакция на механистические и фаталистические представления о мире. Индетерминизм становится ответом на вопросы о событиях и явлениях в культуре, тогда как детерминизм ограничивается природой.

Возрождение детерминизма начиналось в том же русле, котором когда-то зарождались причины к его кризису.

Пример 2

Немецкий выдающийся физик М. Борн утверждал, что новая физика отсеяла многие классические идеи, а некоторые видоизменила, но при этом она не потеряла своё предназначение – быть наукой, которая ищет причинность явлений.

В силу всех утверждений и исследований можно говорить о том, что представления о связи между явлениями и их причинами никуда не пропали, а скорее претерпели некоторые изменения. Вследствие чего изменился и принцип детерминизма. Таким образом, механический детерминизм потерял свою исключительную способность быть единственным способом, который объясняет связь явлений и событий.

Сегодня представления о детерминизме выражены в нескольких принципах:

  • Принцип всеобщей взаимосвязи явлений и событий.
  • Принцип причинности.
  • Принцип многообразия форм детерминизма.
  • Принцип закономерности.

Принцип взаимосвязи является общим, в котором отражается неизолированность явлений и событий друг от друга.

Принцип причинности предусматривает отношения причин и следствий между всеми явлениями и событиями.

Замечание 5

Стоит отметить, что современный детерминизм предусматривает причинные связи только как один из множества типов связи.

Смысл причинности связей заключается в том, что одно явление в конкретных условиях становится причиной другого, при этом определяет его свойства.

Проблема механического детерминизма в том, что он неверно отождествлял причинность и необходимость, не принимая во внимание фактор случайности. Современный же детерминизм это обстоятельство не упускает. Все явления, не только необходимые, но и случайные теперь обуславливаются.

Согласно принципу многообразия, детерминизм утверждает, что всё многообразие взаимодействий между явлениями нельзя относить к типу «причина-следствие». Непричинным отношениям характерно отсутствие отношений порождения. Они представлены:

  • Функциональными связями.
  • Связями между разными состояниями одного и того же объекта.
  • Условной детерминацией.
  • Вероятностной детерминацией.
  • Целевой детерминацией.

При функциональных связях явления и события сосуществуют во времени. Такая связь между ними вынуждена, при этом отсутствуют отношения генетического порождения.

Связь между разными состояниями одного и того же объекта, определяет друг друга, при этом не порождает их как в ситуации с причинами.

При условной детерминации изменения происходят как в силу конкретных причин, так и посредством независящих обстоятельств.

Вероятностной детерминации характерна неоднозначность. Ключевое её условие в том, что в любой момент существует несколько вариаций развития событий, при этом воплощаются в реальность только те, для которых создались необходимые условия.

Целевая детерминация характерна событиям общества и культуры. Она тесно связана с деятельностью человека.

Принцип закономерности

Явления природы и их связи носят упорядоченный характер – отсюда название принципа закономерности.

Определение 3

Закон – беспристрастная, потребная, всеобщая, периодическая и немаловажная связь между явлениями и событиями.

Закон объективен и беспристрастен. Он не может зависеть от пристрастий человека или его желаний. Он носит существенный характер, потому что связи формируются на уровне сущности. В нём испытывают потребность, а это значит, что он действует всегда, если для него есть благоприятные условия. Всеобщность закона заключается в том, что он определяет все связи данного типа без исключения.

Замечание 6

Стоит отметить, что всякий закон может действовать только в рамках определённой сферы.

В силу того, что бытие многообразно, существует множество типов и форм законов, посредством которых происходит всякое действо в мире. Различают законы по степени общности: всеобщие, исключительные и специфические; по среде деятельности: законы природы, общественные законы и законы сознания; по механизмам структурам отношений детерминации: динамические и статистические.

Динамические законы описывают взаимодействия изолированных объектов и помогают определить истинную связь между ними. Иначе говоря, динамические закономерности повторяются во всех ситуациях и носят однозначный характер. Современной науке стало понятно, что не каждое явление подчинено динамическим законам. Вследствие этого появилось новый термин – статистические закономерности.

Определение 4

Статистические закономерности – это законы-тенденции, которые находятся в общей массе явлений.

Другое название статистических закономерностей вероятностными законами или законами средних величин. Статистическая закономерность обретает действие посредством взаимодействия большого числа элементов, характеризуется она их поведением вкупе. В качестве примера статистических закономерностей могут служить законы квантовой механики, а также действующие в обществе или истории законы.

Подводя итоги можно говорить о том, что философская наука, теория бытия или онтологическая наука находятся в самом ядре структуры философии. В первую очередь, необходимо ответить на вопросы о бытие и мире, только после этого приступать к более конкретным вопросам философского знания. Здесь можно будет говорить о сознании, познании, истине, человеке, смысле бытия, а также какое место в истории занимает всё вышеперечисленное. На эти вопросы можно получить ответы уже в других науках: гносеологии, антропологии, праксиологии и аксиологии.

uvf s azcorts.com مشاهدة افلام سكس اغتصاب telugu heroine video sex flyporn.me indain village sex all sex vedio meyzo.me actress bhavana bestiality comic hentai-freak.com octopath hentai muslim ko choda porno-ultimum.com india tube galore
hindi talk porn indianvtube.com sexy girl in assam blue sexy english video pakistanixxxx.com xnxx hot aunties mom sex video download castingporntrends.com hot desi tumblr sex tube.desi desitubeporn.com sex .movies افلام نيك عربى fucking-porn.org ولد يغتصب امه
نيك منقبات مصر ursextube.com افلام سكس محارم اخ واخته porn vidz asianporntrends.com xxx bhojpuri video hot girl poto stripvidz.net telugu janapada songs xxindan freepakistaniporn.com 99hd.com سكس قذف فى الفم yesexyporn.com سكس علي السرير