Деловое общение его виды и формы

Виды делового общения

Определение 1

Деловое общение представляет собой взаимосвязь и взаимодействие, сопровождающееся обменом опытом, деятельностью, информацией, который предполагает достижение определенных результатов, решение обозначенных проблем или реализацию поставленной цели.

Деловое общение бывает двух видов:

  • прямое, построенное на непосредственном контакте,
  • косвенное, при котором между партнерами присутствует пространственно — временная дистанция.

Деловое общение прямого вида обладает большей степенью эмоционального воздействия, внушения и соответственно большей результативностью, по сравнению с косвенным. При таком способе общения социально – психологические механизмы действуют прямо, непосредственно.

Замечание 1

Отличие делового общения от неформального заключается в том, что в процессе его реализации определяются цели и задачи, требующие своего решения. Прекратить взаимодействие в деловом общении с партнером нельзя без потерь для обеих сторон.

Деловое общение может быть представлено в разных формах:

  • деловая беседа;
  • переговоры;
  • совещания;
  • публичные выступления.

Деловые переговоры — основная форма делового общения

Переговоры представляют собой деловое общение, цель которого заключается в достижении совместного решения. Переговоры подразумевают обмен обязательствами и обещаниями. Переговоры проводятся в виде деловой беседы, в которой затрагиваются вопросы, представляющие интерес для обеих сторон, и способствующие налаживанию деловых связей.

Переговоры могут существенно различаться по своим целям, например, заключение договоров, на проведение работ научно-исследовательского или проектного характера, соглашение о сотрудничестве, координация деятельности.

В процессе переговоров, как правило, каждый из партнеров хочет:

  • добиться взаимной договоренности по вопросам, в которых сталкиваются интересы;
  • выдержать конфронтацию, спровоцированную противоречивыми интересами при этом, не разрушая отношения.

Для достижения этого, необходимо выполнить ряд условий:

  • решить, возникшую проблему;
  • установить межличностное взаимодействие;
  • управлять своими эмоциями.

Переговоры состоят из двух основных этапов: подготовка и непосредственное ведение переговоров. Подготовка переговоров включает в себя:

  • анализ проблемы;
  • планирование переговоров;
  • планирование организационных моментов;
  • контакты до переговоров с партнером.

Ведение переговоров в обобщенной схеме, также должно быть структурировано:

  • приветствие и определение круга решаемых проблем;
  • характеристика проблемы и предложения о процессе переговоров;
  • изложение позиции каждого оппонента;
  • диалог;
  • решение проблемы;
  • завершение.

Переговоры позволяют путем взаимного обмена мнениями добиться отвечающего интересам обеих сторон соглашения и достичь результатов, устраивающих всех участников переговоров. Но не всегда данный результат достигается. Это может происходить по следующим причинам:

  • «Холодный запуск», когда партнер начинает переговоры, не обдумав предварительно цель, возможные сложности и последствия. В таком случае ему остается только ответно реагировать, а не действовать на переговорах.
  • «Отсутствие программы», когда партнер не имеет плана действий в рамках максимальных и минимальных требований.
  • Позиция «Главное чтобы меня это устраивало» порождает у представителей другой стороны ощущение отсутствия для них преимуществ и желания далее вести переговоры.
  • Отсутствие четких собственных предложений, аргументов, требований и критериев оценки предмета переговоров.
  • Неправильное поведение одного из оппонентов, которое может заключаться в неумении слушать, излишней эмоциональности, в неумении аргументировать свою позицию.

Замечание 2

На переговорах не обойтись без уверенной целенаправленной аргументации. Для успешного развития переговоров необходимо в самом начале обозначить общую с партнером позицию, затронуть бесспорные аспекты обсуждаемого вопроса. Далее можно перейти к обсуждению тех пунктов, по которым договориться можно достаточно легко. И только на последнем этапе надо остановиться на вопросах, требующих подробного обсуждения.

Источник