Декодирование информации

Декодирование информации

  1. Кодирование и декодирование информации. Модель.
  2. Форматы кодирования

Декодирование информации 1 – Студенты России

Определение

Декодирование информации — процесс, противоположный (обратный) кодированию.

После него информация приобретает исходный вид, тот, в котором она была представлена до кодирования, вид, доступный для восприятия, без каких либо фильтров или меток, так сказать, в чистом виде.

Основная задача этого процесса — сделать так, чтобы получатель правильно понял адресованное ему сообщение. То есть, информация, которая декодируется, должна быть воспринята и понята именно так, как нужно респонденту, отправившему закодированные данные. Другими словами, адресат должен понять и воспринять именно то, что имелось ввиду при кодировке, а не то, что он хочет увидеть или услышать в этом сообщении. Выполняя дешифровку, важно учитывать, что имеются конкретные нюансы восприятия адресатом данных и информации, которые они принимают. Например, любое произошедшее событие влечет за собой определенную реакцию людей (она может быть разной) и формирует к нему отношение (положительное или предвзятое). Любой момент объективной реальности каждым будет воспринят по-своему, и оценка будет сугубо индивидуальной, субъективной. Поэтому, передавая и принимая информацию, важно учитывать личностные особенности того, кто отправил или кому адресовано сообщение.

Кодирование и декодирование информации. Модель. 

Понять, как работают и взаимодействуют эти два процесса, а именно кодирование и декодирование информации, можно, детально рассмотрев и изучив коммуникационную модель С. Холла. Она ориентирована на создание сообщения и дальнейшее его восприятие тем, кому оно адресовано. То, как именно будет воспринят этот посыл и расшифрован смысл сообщения, зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного получателя. В основе теории лежит семиотика и структурализм, а точнее, их принципы. А именно: любое сообщение, которое нужно передать, составляется из символов (знаков) и может иметь любой смысл. Каждый знак наделен явным значением. Они между собой тесно связаны,  и зависят от человека (коммуникатора) или принципа, с помощью которого осуществляется процесс кодирования.

Интересно!

Теория Холла предполагает, а точнее, допускает, возможную пропаганду разных идей одними и теми же коммуникаторами, а также их способность манипулировать, воздействовать на языковые группы и медийные ресурсы.

Одновременно с этим, тот, кто получает информацию, не обязан выполнять ее кодирование и воспринимать ее, осмысливать и применять в своей жизни или на практике в конкретном случае. Наоборот, он может выступить с протестом и избежать влияния, отказавшись как-либо осмысливать и взаимодействовать с информацией, которую закодировал для него коммуникатор в этом конкретном сообщении.

Формулирование и построение этой модели удалось С. Холлу благодаря телевидению. Ее можно считать универсальной, и применять в любой области массовой информации. Суть ее в том, что любая информация медийного характера исходит от источника, направляется к получателю, и на своем пути под воздействием каких-либо факторов она может подвергаться видоизменениям. Результатом такого преобразования может служить посыл информации, которая представляет собой противоположную или правильную по мнению управляющих государственных органов, а также других влиятельных и значимых сообществ. Это могут быть политические, социальные, другие сообщества.

Форматы кодирования

Среди наиболее доступных и популярных форматов кодирования можно выделить такие востребованные в обществе области медиа:

  • Музыкальные, развлекательные телепередачи, многосерийные фильмы.
  • Выпуски новостей (во всех сферах жизни – спорт, политика, экономика).
  • Разные передачи и шоу, привлекающие внимание обычного телезрителя.

Информация, которая подается в этих шоу и передачах, наделена неким смысловым содержанием. Происходит встраивание руководящих положений для конкретной целевой аудитории, и его можно считать векторным. Одновременно с этим, зрители и слушатели, поучающие эту информацию, по-своему воспринимают ее и оценивают, отталкиваясь от своего опыта, идей, понятий о здравом смысле. Всем людским группам, культурным слоям, свойственны свои личные социальные и культурные воззрения, и они могут значительно отличаться от тех данных, излагаемых СМИ.

Именно поэтому основатель теории пришел к выводу, что кодировка и раскодировка информации могут быть отличными до полной идентичности. То есть, расшифрованная информация уже предопределена каким-либо медийным жанром или совместной группой языков. После декодирования, информация может изменить свой смысл и кардинально отличаться от начального, исходного замысла. Другими словами, человек, получая информацию, читает сообщение между строк, и видит в нем совершенно иной смысл, то есть, смысловая нагрузка изменяется.

В теории С. Холла есть несколько основных моментов. Основные из них такие:

  • Допускается наличие разных смыслов, которые закладываются в тексты сообщений.
  • Получатель расшифровывает смысловое значение и определяет главенствующую мысль.
  • Интерпретация сообщений возможна разными сообществами.

Получателем может выступать не только один человек, но и группа людей, которая является частью сообщества. Если же информация адресуется двум и более лицам, то такое общение является аудиторной коммуникацией. Чтобы люди, которые получают информацию, смогли понять текст сообщения, он должен обладать определенным набором качеств и особенностей. Этот набор позволит сделать коммуникативный процесс доступным и эффективным. Важно также то, насколько человек, получивший сообщение, сможет быть адекватным в принятии, и то, насколько он сможет правильно декодировать полученное сообщение. На это оказывают влияние различные факторы, среди которых основными можно считать такие: жизненный опыт, компетентность в этой теме или вопросе, образование, уровень культуры и интеллектуального развития. Все это также зависит от того, в каких социальных и культурных рамках осуществляется процесс передачи-получения информации. То есть, каждый понимает полученную информацию по-своему, исходя их своих личностных качеств, особенностей, и обстоятельств, в которых он сейчас находится, и которые когда-то повлияли на него в целом.

Источник

Поделитесь ссылкой: