Что такое маркетинговая среда предприятия и как ее анализировать

Что такое маркетинговая среда предприятия

Определение 1

Маркетинговая среда предприятия – это комплекс сил, субъектов и условий, в которых компании приходится выстраивать деятельность маркетинга. 

Маркетинговая среда предприятия – это комплекс сил, субъектов и условий, в которых компании приходится выстраивать деятельность маркетинга. 

Если говорить проще, то среда маркетинга – это комплекс факторов, которые оказывают влияние на развитие предприятия и его отношение с другими участниками процесса. Формируются эти факторы как внутри предприятия, так и снаружи.

Соответственно, первые поддаются влиянию и контролю, а вторые нет. Поэтому среда маркетинга делится на:

  1. Внешнюю маркетинговую среду в составе макро- и микроокружения (первое – общие условия, одинаковые для всех, второе – внешние стейкхолдеры).
  2. Внутреннюю среду.

Этапы анализа маркетинговой среды

Анализу маркетинговой среды уделяется все больше внимания в деятельности маркетинга. Поскольку полученные в его ходе данные дают возможность принимать адекватные управленческие решения. Анализ также дает возможность оценить обстановку извне и подготовиться к предстоящим угрозам, переменам, нововведениям на рынке. 

Замечание 1

Анализ – это оценка, адаптация и применения полученной информации обо всех факторах, условиях, силах предприятия. Задача анализа, выявить те факторы, которые окажут наиболее сильное влияние.

Именно поэтому основная роль в проведении анализа отводится изучению факторов и их составляющих. При этом факторы могут быть классифицированы по разным критериям. Например:

  1. По источнику возникновения: внешние и внутренние.
  2. По воздействию: прямые и опосредованные.
  3. По степени влияния: положительные, отрицательные.
  4. По степени возможности управления: контролируемые и неконтролируемые.

Анализ помогает выявить все эти факторы, оценить их, вывести степень угрозы, или наоборот возможности, которые они в себе несут. В конечном итоге, он помогает понять, какие стороны у предприятия сильные, а над чем еще стоит работать, а также какие ветви развития считать более перспективными. 

Методы

Проведение анализа сводится к ряду этапов:

  1. Выбор метода.
  2. Выбор основных факторов для изучения.
  3. Описание фактора, его особенностей и тенденций.
  4. Влияние фактора.
  5. Выбор идеальной стратегии.

Необходимо также выбрать основу и инструменты для проведения анализа так, чтобы они соответствовали, целя и задачам. Чаще всего используют такие матричные методики, как PEST-, SWOT- и SNW- анализ. Они позволяют выделить и изучить возможности и угрозы, а также оценить их. 

Выбор факторов сводится к таким показателям, как:

  1. Основные факторы для изучения внешней макросреды – природные, географические, политические, экономические, культурные и др. 
  2. Основные факторы для изучения внешней микросреды – поведение потребителей, характер борьбы с конкурентами, отношения с поставщиками, ожидания стейкхолдеров и др. 
  3. Факторами первой очереди считаются ценовая политика и товарная, система сбыта, продвижения, организация деятельности маркетинга.

Описание всех этих факторов сводится к даче характеристики развития. после чего дается оценка и делаются выводы относительно их степени влияния на работу компании.

Анализ завершается выбором и формированием идеальной стратегии, с учетом всех факторов и тенденций. 

Источник