Частушки

Частушки

1. История происхождения
2. Разнообразие видов и тем частушек
3. Образность частушек

Частушки 1 – Студенты России

Короткие, четырёхстрочные песенки «на злобу дня», составили особый жанр русского фольклора. Частушка вобрала в себя плясовые припевки, шуточные дразнилки и игровые прибаутки с неожиданными рифмами и сравнениями. По стилю исполнения понятно, что песенка рассчитана на публичное исполнение и часто является импровизацией на животрепещущую тему.

История происхождения

Самые ранние упоминания о частушках относятся к середине XVIII века, но факт этот ставится под сомнение. Принято считать, что возникла она в XIX веке, а наибольший расцвет приходится на годы зарождения советской власти. В самом начале, короткая частая песенка вызывала порицание и даже неприятие. Считалось, что она уничтожает народную песню и не просуществует долго. Но шло время и прямота, реалистичность и задор частушки необыкновенно полюбился и прижился. Возникла даже литературная её форма.

Называли частушки по-разному: припевки, коротушки, тараторки, сбирушки. Существует версия, что название происходит от частого и быстрого повторения текста под ритм музыки. По другой теории, частушка – то, что часто повторяют. Впервые в литературе это название прозвучало в очерке Г. И. Успенского «Новые народные песни».

Разнообразие видов и тем частушек

Родина частушки – российская деревня, песни и пляски сельской молодёжи. Не удивительно, что первая тема припевок – любовь. Хотя отделить её от шуток и подтруниванием над повседневным бытом, практически невозможно. Позже в коротких четверостишиях отразилась вся история становления страны. Новости и отношение к ним в частушках отражались быстрее, чем в любой газете. Колхозные бригады, трактористы, советская пропаганда – все становились героями тараторок. Но основной темой оставались отношения между людьми, за что некоторые частушки запрещались цензурой.

По жанровому разнообразию выделяют следующие виды частушек:

  • Лирические. Темы их самые разнообразные: бытовые, семейные, любовные, социальные. По сути, это небольшое, законченное произведение, наполненное экспрессией, живостью, красочностью и лирическими нотками.
  • Плясовые. Задорные, живые, всегда юмористические, подчиняющиеся ритму танца. Именно плясовые частушки выражали социально-политическую иронию народа.
  • Страдания. Такие частушки медленные, протяжные. Поётся в них о любви и состоят они из двух строк. Это песни средней полосы России, на другой территории они не получили распространения.
  • «Семёновна». О таких частушках можно сказать, что это грустная мелодия с тоскливым содержанием. В них пелось о горестях, гибели, несчастной любви. Многие из них легли в основу грустных романсов.
  • «Яблочко». Зародились в 30-х годах прошлого столетия и носили злободневный, иронично-саркастический и политический характер. Очень похожи на плясовые, но с особым, только им присущим выкриком.
  • Нескладухи. Шуточные пародии на чьё-то пение или просто юморные бессмыслицы.

Образность частушек

Частушки из четырёх или шести строк бывают одно или двухчастными. Одночастные представляют из себя монолог или описание, а двухчастные, выстроены по принципу диалога или сравнения.

Способ созвучия в частушках крайне разнообразен. Они рифмуются парами, тройками строчек, могут рифмоваться сразу все четыре или перекрёстно. Двухстрочные «Страдания» и «Семёновна» — двухстрочные и рифмуются парами. У них напев и ритм, который не меняется.

Средство, определяющее образность и наполнение каждой частушки – её внутреннее построение сюжета. Стиль и характер находятся в постоянном развитии, обогащаясь всё новыми эпитетами, ритмами и смысловым наполнением. В частушке, изменение в ударениях слов, воспринимается естественно и созвучно музыкальному ритму.

Все социально-политические изменения в стране и быту народа отразились в любимых припевках. Они стали поистине устной летописью России.

Героями частушек в разное время были и комсомольцы, и трактористы, и и солдаты, и учителя, и политики. Смысл таких напевок – понимание роли человека в изменяющихся условиях жизни.

Не умолкла частушка и под залпами орудий Великой Отечественной войны. Наоборот, она стала фронтовой «стенгазетой», отражающей события тех дней в серьёзном и шуточном тоне. С ней отдыхали, смеялись, грустили и радовались. Много частушек появилось и в послевоенные годы.

Жанры народного фольклора изменяются с течением времени. Уходят утратившее популярность и актуальность былины, сказания, старые песни. Навсегда остаются с народом сказки, поговорки, частушки, романсы. Некоторые жанры, когда-то забытые возрождаются к жизни. Это, в основном, предания и сказания древних верований и раннего христианства.

Фольклор – живое искусство. Он постоянно изменяется и расцветает новыми формами, созвучными текущему времени. В последние годы возникло понятие –постфольклор. Оно характерно для новых, недавно зародившихся и получающих развитие обрядов: современная свадьба с новыми традициями, песни и традиции современных объединений (студентов, туристов и пр.).

Источник