Бюджетные отношения и правовые основы их регулирования

Нормы, которые осуществляют правовое регулирование бюджетных отношений, считаются полноценным разделом финансового права. Базовый источник данного права – это непосредственно Конституция РФ, в которой устанавливается форма государственного устройства России, а также принципы ее взаимодействия со всеми субъектами РФ.

Бюджетное законодательство РФ

Определение 1

Бюджетное законодательство РФ – это некая иерархическая система нормативным актов правового характера, которые приняты на федеральном, субфедеральном, а также муниципальном уровнях; ими осуществляется регулирование бюджетных правоотношений.

Построение, а также развитие сегодняшней бюджетной системы в РФ обеспечено принятием некоторых законодательных актов, которые предусматривают правовые основы ее построения на принципах демократизации, а также усиления территориальных подходов.

Значимым этапом в реорганизации бюджетной системы страны выступил Закон РСФСР № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», принятый 10.10.1991 года.

Бюджетный кодекс РФ

Уже в 2000 году вступил в законную силу Бюджетный кодекс РФ, расширивший бюджетную систему, а также причисливший к ней бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Определение 2

Бюджетным кодексом называют свод законодательства касательно функционирования и развития бюджетной системы Российской Федерации, который обеспечивает финансовое регулирование отношений бюджетного характера, устанавливает общие принципы официального бюджетного законодательства, а также правовые основы функционирования бюджетов разных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок осуществления регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса, основания и разновидности ответственности за прямое нарушение бюджетного законодательства.

Стоит сказать, что далеко не во всех странах мира присутствует бюджетный кодекс. Некоторым достаточно принятия законов касательно разных вопросов бюджетных правоотношений.

Именно в России необходимость его принятия наступила из-за того, что:

  1. Действующее до этого бюджетное законодательство устарело и перестало соответствовать российской Конституции; обнаружилось отсутствие норм, которые бы регламентировали процесс исполнения бюджетов, а также контроль над его исполнением.
  2. Изменились принципы организации межбюджетных отношений.
  3. Появилась необходимость установления определенной ответственности участников бюджетного процесса за частичное и несвоевременное финансирование, а также за нецелевое использование бюджетных средств, за невозврат бюджетных ссуд и проч.

Бюджетные правоотношения

Бюджетные правоотношения, как правило, включают в себя следующее:

  1.  Отношения, которые возникают непосредственно между субъектами бюджетных правоотношений во время формирования доходов, а также осуществления расходов бюджетов бюджетной системы России, осуществления государственных, а также муниципальных заимствований, регулировки государственного, а также муниципального долга.
  2. Отношения, которые возникают непосредственно между субъектами бюджетных правоотношений во время составления, а также рассмотрения проектов актуальных бюджетов, утверждения, а также исполнения актуальных бюджетов, контроля над их точным исполнением, осуществления правильного бюджетного учета, составления, рассмотрения и дальнейшего утверждения бюджетной отчетности.
Замечание 1

Бюджетные правоотношения причисляются к сфере публичного права, при этом нормы гражданского права в области бюджетных правоотношений не действительны.

Компетенция органов гос. власти в сфере организации бюджетных правоотношений определяется согласно статье седьмой БК РФ.

Бюджетным кодексом РФ устанавливается определенный правовой статус участников всего бюджетного процесса, правовые базы порядка, а также условия привлечения к определенной ответственности за выявленное нарушение бюджетного законодательства страны.

Указами Президента РФ регулируются бюджетные отношения, которые появляются во время формирования доходов, а также осуществления расходов актуальных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, непосредственное осуществление государственных, а также муниципальных заимствований, дальнейшее регулирование государственного, а также муниципального долга, отношения, которые напрямую связаны с процессом составления и дальнейшего рассмотрения проектов актуальных бюджетов, их утверждения, исполнения и контроля над исполнением бюджетов.

Правительством РФ принимаются нормативные правовые акты, которые регулируют бюджетные отношения, не способные противоречить БК. Органы гос. власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, при этом, принимают данные нормативные правовые акты, которые регулируют бюджетные отношения, в пределах собственной компетенции.

Замечание 2

В том случае, когда международным договором РФ устанавливаются прочие правила, нежели предусмотренные бюджетным законодательством страны, то применяется именно правила международного договора.

Международные договоры страны применяются к бюджетным отношениям напрямую, за исключением тех случаев, когда из них следует, что для их применения нужно принятие внутригосударственных актов.

Источник