Биография немецкого теолога и философа культуры Эрнста Трельча

Основные биографические сведения

Годы жизни немецкого протестантского теолога, философа, историка религии и социолога Э. Трельча — 1865-1923.

Период с 1983 по 1988 был связан с учебой в Эрлангене, Геттингене и Берлине. В это время его очень привлекали идеи А. Ричля. На протяжении двух лет — с 1890 по 1891 годы — он был викарием в Мюнхене.

Замечание 1

В 1891 году он становится приват-доцентом университета Геттингена.

1892-1894 годы связаны с тем, что в это время Трельч становится профессором Боннского университета.

С 1894 по 1915 годы Трельч является преподавателем теологии в Гейдельбергском университете.

С 1917 года и до конца жизни Трельч Эрнст — профессор философии Берлинского университета.

Особенности профессиональной деятельности

Идеи либерального протестантизма непосредственно повлияли на формирование религиозно-философских взглядов Трельча. В качестве идейного наставника Трельч Э. выбирает Ричля и следует за ним, особенно что касается оформления исторического метода в теологии (вместо догматического). Это было необходимо для исследования «общей истории развития религиозного духа с точки зрения укорененности его в жизни.

В этой плоскости Трельч собирался делать анализ развитию христианства (протестантизма), а также определить его взаимосвязь с культурой Европы. Об этом он писал в своей работе 1906 года: «Значение протестантизма для возникновения современного мира».

Особенностью работ Трельча было то, что он мастерски совмещал исторический подход к религии и утверждение априорной формы религиозных чувств — в русле кантовских и шлейермахеровских идей. С оглядкой на Ригля, теолог объяснял высокое положение христианства по отношению к остальным религиям его содержательной значимостью.

Можно также отметить воздействие М. Вебера в деятельности Трельча касательно вопросов:

  • социологических проблем религии;
  • экономических моментов в истории христианской церкви;
  • институциональных моментов в истории христианской церкви.

К примеру, в работе «Социальные учения христианских церквей» Трельч предлагает собственную типологию религиозных групп:

  • церковь как массовый институт — она заявляет свои претензии на абсолют;
  • секта как добровольное объединение избранных, в котором основное место отводится личным отношениям;
  • мистика, которая представляет собой тип духовного индивидуализма.

Теолог много внимания уделял рассмотрению взаимодействия христианской церкви и политики в разные периоды истории. Он пришел к выводу, что в развитии капитализма ключевая роль была отведена кальвинизму.

В конце своей деятельности Трельч издает несколько специальных произведений в рамках философии истории:

  • «Историзм и его проблемы» (Трельч;
  • «Историзм и его преодоление».

Формирование историко-философских идей Трельча проходило под влиянием Риккерта, Дильтея и Виндельбанда.

Взгляды на культуру и аксиология

Трельч говорил о том, что исторический процесс однократный и необратимый. Ввиду этого у него сложилось определенное впечатление о культуре — она основана на непрерывном становлении и «индивидуальной целостности».

По мнению ученого, осмысление истории возможно посредством культурного синтеза. В основе такого синтеза лежит личный выбор определенной ценностной системы. Эти ценности будут важны западно-европейскому кругу культуры. В этот круг культуры Трельч также включает значимость христианства. На первое место он ставит историческую индивидуальность культуры.

Замечание 2

Духовный источник европейской культуры Трельч видит в иудейском профетизме, греческой культуре и средневековье. Эти компоненты должны сочетаться с возможностями настоящего — только так можно построить духовную силу будущего.

Аксиология возникла в поле зрения Трельча из учения о культурном синтезе. Его размышления начинают приобретать новую проблематику, которая затрагивает ценности: нравственные и религиозные. Теолог считал, что государство должно быть подчинено церкви, а мирские ценности — ценностям религиозным. В противном случае государство не сможет выполнять обязанности, основанные на нравственных началах.