Бихевиоризм как одна из научных школ менеджмента

Зарождение и развитие бихевиоризма

Определение 1

Бихевиоризм – это одно из значимых направлений психологии, в основу которого положено изучение поведения как людей, так и животных.

В основе бихевиоризма лежат:

  • предположение о ведущей роли рефлексивных реакций на определённые стимулы в окружающей среде,
  • личностный опыт в конкретных ситуациях,
  • индивидуальные мотивационные сиюминутные аспекты,
  • стимулы личностного контроля.

Также бихевиористами принимается во внимание наследственность, предопределяющая поведение, но в первую очередь делается фокус на средовых факторах. В бихевиоризме нашли сочетание элементы философии, методологии и психологической теории.

Появление бихевиоризма относят к концу XIX века и считают реакцией на так называемую «глубинную» и другие традиционные формы психологии, в инструментарии которых не было возможностей проверки предсказаний методом эксперимента. Так, Эдвардом Трондайком был открыт «закон эффекта» — процесс усиления поведения за счет подкрепления.

Другой ученый, Джон Б. Уотсон, на протяжении первой половины XX века вел разработку методологического бихевиоризма, отвергающего методы интроспекции. Своей задачей он ставил понимание поведения при измерении только наблюдаемого поведения и происходящих событий.

Определение 2

Интроспекция – это метод психологического исследования, который состоит в наблюдении за собственными психическими процессами без применения какого-либо инструментария.

В 30-е годы XX века Б.Ф Скиннером было высказано предположение, что контроль личных событий, в том числе мыслей и чувств, осуществляется посредством тех же переменных, что и наблюдаемое поведение. Это предположение легло в основу его философской концепции радикального бихевиоризма. Скиннер считал, что параллельно исследованиям Уотсона и Павлова в сфере процедур стимула-реакции классического обусловливания большое значение имеет и контролирующая природа последствий и антецедентов (или дискриминативных стимулов), создающих условия для поведения. Такая техника контроля получила название оперантного обусловливания.

В своих экспериментах Скиннер применял ранее не используемые методы исследований, что позволило открыть ему новые феномены.

Бихевиоризм как прикладной анализ поведения

Бихевиоризм как направление психологии предметом психологии поставил не сознание, т.е. психику человека, а его поведение. Бихевиористы утверждали, что человека можно «запрограммировать» на любое поведение, любые действия; главное, что нужно для этого сделать – закрепить связку «стимул-реакция». Это направление недолго просуществовало в чистом виде; дав направление когнитивной психологии и методам психоанализа и психокоррекции, бихевиоризм остался как одна из неоклассических теорий в психологии, с небольшим числом последователей её «чистого» вида. Бихевиористические эксперименты не получили хорошего экспериментального подтверждения, да и сами эксперименты проводились некорректно.

В противовес бихевиоризму можно привести теории эмоционального поведения, в которых человеческое поведение основывается на совладании и волевой регуляции. Кроме того, ряд исследований:

  • метафизический трактат Генона,
  • трифункциональная теория Дюмезиля,
  • традиционализм А. Дугина

подтверждают, что, несмотря на рамки и условности социума, поведенческая структура человека такова, что в силу сознания за эти рамки выходит. Следовательно, бихевиоризм несправедливо отказался от сознания, акцентировав внимание на поведении, т.е., по сути, сделав попытку руководить сознанием человека через поведение. На каждую жизненную ситуацию невозможно сформировать рефлекс и приготовить стимул.

Применение бихевиористских концепций в управлении

Возникновение школы бихевиоризма в менеджменте относится к концу 50-х годов минувшего столетия и формируется на перерождении школы человеческих отношений в школу поведенческих наук. Первостепенное место в управлении занимает уже не построение методологии межличностных отношений, а формирование методов, направленных на эффективность сотрудника и предприятия в целом. Поведенческие научные подходы и школы менеджмента сформировали новую функцию менеджмента – управление персоналом.

В развитие данного направление внесли вклад

  • МакГрегор Дуглас,
  • Ф.Герцберг,
  • К. Арджирис,
  • Р. Лайкерт.

Они исследовали социальные взаимодействия, мотивацию, власть, лидерство и авторитеты, организационные структуры, коммуникации, качество труда. В основу управления были положены не методы налаживания отношений в коллективах (как ранее), а оказание помощи сотруднику в осознании им его собственных возможностей. Концепции поведенческих наук нашли применение в создании организаций и менеджменте. Своей целью школа поставила высокую эффективность человеческого ресурса, из чего должна бы следовать высокая эффективность предприятия. Мак-Грегором Дугласом была разработана теория двух типов управления «Х» и «У», основанная на типе отношения к управляемому персоналу — автократического и демократического. По завершении исследования ученым был сделан вывод о наибольшей эффективности демократического стиля управления. По его мнению, задачей менеджеров должно стать создание таких условий, при которых будет происходить не просто затрата усилия для достижения целей предприятия, но и достижение личных целей сотрудника.

Значимый вклад в развитие данной школы внес А. Маслоу, считавший, что в задачу руководителя входит понимание потребности сотрудников и выбор оптимальных методов мотивации. Маслоу считал, что у любого человека есть первичные и вторичные потребности, первые – постоянные, или физиологические, а вторые – постоянно изменяющиеся, т.е. социальные, духовные. Пирамида потребностей Маслоу легла в основу многих современных мотивационных моделей.

Таким образом, в науке в определенный период её развития бытовало мнение, сторонники которого имеются и на сегодняшний день, что поведение человека – не волевое действие и не эмоциональное проявление; его можно запланировать, заранее «запрограммировав» психику человека на определенные рефлексы определенными же стимулами. Изучение поведенческих аспектов человека получило название бихевиоризма и нашло применение в управлении человеческим ресурсом организации, сформировалось в научную школу менеджмента.

Источник