Базовые стратегии роста компании

Понятие стратегии роста фирмы

Определение 1

Стратегия — это способ достижения поставленной долгосрочной цели, план развития, разработка системы управленческих решений, ведущих к намеченному результату.

Чтобы разработать стратегию роста фирмы, нужно проанализировать имеющиеся ресурсы, материальную базу, финансовый капитал, возможности персонала. И после этого разрабатывать способы достижения поставленной цели.

Определение 2

Стратегия роста фирмы — это общекорпоративный долгосрочный план по развитию организации, в основе которого лежат маркетинговые исследования, позволяющие координировать достигнутые результаты, вносить поправки, чтобы продолжать правильное движение вперед.

Содержание стратегического плана должно заключаться в завоевании новых рынков, увеличения объема оказываемых услуг, формирования брендовой продукции. 

Виды базовых стратегий роста 

  • концентрированный рост;
  • интегрированный рост;
  • диверсифицированный рост;
  • интенсивный рост;
  • ограниченный рост.

Концентрированный рост. Эта стратегия опирается на развитие рынка и продукта, а также укрепление своих позиций.

Компания улучшает свой продукт и тем повышает его конкурентоспособность, или создает новый. При этом обязателен выход на новые рынки.

Интегрированный рост опирается на добавление новых подразделений. Это происходит путем поглощения более мелких фирм-конкурентов. В то же время фирма должна усилить контроль над посредниками, занятыми сбытом. Таким образом компания добивается горизонтального расширения.

Успешным примером интегрированного роста можно читать две американских компании «Пепси» и «Фрито-Лей». Они объединились исходя из простого расчета, что после соленых чипсов всегда хочется пить. Сначала фирмы выступали как партнеры, а потом стали работать совместно для увеличения сбыта.

Определение 3

Диверсифицированный рост — это наращивание масштабов деятельности фирмы, осваивание новых отраслей.

Выделяют три типа такого роста:

  • горизонтальной рост — это выпуск дополнительной продукции, которая будет интересна потребителю;
  • концентрический рост — наполнение рынка аналогичными товарами;
  • конгломератный рост — выпуск совершенно новой продукции.

Интенсивный рост — активизация внедрения на рынок выпускаемой продукции с применением не использованных ранее ресурсов. Используются способы переманивания покупателей путем снижения цены, внедрения дополнительных сервисов.

Ограниченный рост — наименее рискованный способ повышения доходности. Он заключается в постановке новых целей с учетом того, что было достигнуто ранее. Такой опыт применяют компании, имеющие многолетний спешный опыт продаж на рынке. 

Выбор стратегии роста компании определяется исходя внутреннего потенциала компании, ее сильных и слабых стороны, угроз внешней среды и других факторов.

Наименее рискованной стратегией считается расширение объема уже производимых товаров. Затем возможен выход с новыми продуктами на старые рынки сбыта, в также выход на новые рынки со старыми продуктами. Самым рискованным считается выход с новой продукцией на новые рынки сбыта.

Выход на новые рынки требует значительных финансовых затрат для проведения рекламных компаний, а также серьезных маркетинговых исследований.

Выбор стратегии зависит от времени, которое компания работает на рынке, от количества охваченных секторов, от прибыли и мощности компании.

Фирмы, недавно вышедшие на рынки, обычно выбирают стратегии копирования. Они начинают выпускать копии продуктов известных фирм с более низким качеством. Эту стратегию называют «ложным грибом». Еще одна стратегия малой фирмы — «премудрый пескарь» — не тягаться за мощными конкурентами, а потихоньку осваивать свою небольшую нишу.

Применяется стратегия «жалящая пчела» — участие в продукте крупной фирмы отдельным мелким, но конечным продуктом.

Стратегия «хамелеон» — заключение договора, по которому крупная фирма снабжает мелкую рекламными услугами, своими отработанными технологиями в рамках франчайзинга.

Алгоритм разработки стратегий роста фирмы

  1. Определяется миссия, формулируются цели и задачи.
  2. Проводится анализ внешней и внутренней среды, макро- и микроокружение, определяются угрозы внешней среды. 
  3. Изучаются сильные и слабые стороны компании.
  4. Определяются конкурентные преимущества бизнеса.
  5. Принимается решение о выборе стратегии.
  6. Составляется матрица стратегии.

Источник