Августин Аврелия и его политическая философия


Краткая биография Августина Аврелии

Аврелий Августин (родился в 354году, умер в 430году) это одна из самых важных фигур в средневековой мысли запада. Его философский проект смог оказать огромное влияние на создание онтологии, догматики, этики христианства и гносеологии. 

Свои воззрения политико-правового характера Аврелий Августин отразил в работах «О свободной воле» и «О граде Божием», и в иных своих работах. 

Замечание 1

Средневековый мыслитель тесно связал политическую философию с большим спектром вопросов, которые связаны с сотериологией христианства (это учение о спасении) и философией истории, этикой. 

Политическая философия и ее положение по мнению Августина Аврелии 

Августин Аврелия общественное и государственное устройство оценивал как важное следствие грехопадения всего человечества. При всем этом, в оценках политической власти и государства есть отрицательные аспекты. В итоге грехопадения случилось повреждение природы человека, это в итоге привело к потребности создания «строгой» божественной власти и правителя на земле, который являлся прообразам власти Бога. 

Августин осуждает политико-правовые отношения, которые устоялись по поводу того, что в них правит властвование одного человека над всеми людьми, обоюдное притеснение свободы индивидами. Он довольно отрицательно оценивает разделение общества на рабов и господ. Но при всем этом, Августин объясняет такое вещественное положение «естественным состоянием» греховной человеческой природы. 

С точки зрения господствовавших на тот момент принципов общежития людей, рабство, при всем этом, переносится в разряд естественного хоть оно и противоречит установлениям Бога о человеке. 

 

Осуждение государства и устоявшихся общественных отношений Августином Аврелием происходит с идеальных, религиозных позиций. По мнению древнегреческого мыслителя, они существуют только в момент Страшного Суда и Второго Пришествия Христа, эти события должны были открыть новую страницу как в понимании государственности, так и в истории человечества, которая обязана предстать как «братство святых» своего рода, которая лишена греха, зависти и зла. 

До момента Второго Пришествия, по мнению Августина, Церковь обязана была взять под свое крыло «земное» государство. Церковь должна была заботиться о формировании уважения в народе к порядку и закону, а также к императивам морально-нравственным. В этом случае духовная власть в определенном роде оказывается главной по отношению к светской. 

В своей философии политики Августин пытался переосмыслить огромное количество взглядов мыслителей античности.

Самый большой интерес для него представила философия стоицизма. Таким образом осмысливая понятие государства как общности людей, которое выдвинул Цицерон, которое основывалось на следовании законным нормам и справедливости, Августин Аврелий полагал его также описывающим и церковь. Как и историки, Августин отделял ряд общностей, которые служили основой понимания государственности. Это общность государства и языка, семья и общность Бога и человека. 

Замечание 2

Главным моментом в политической философии Августина выступает утверждение им естественности законов и вечности, следование им носило императивный характер. 

Типы: град Небесный и град земной 

Аврелий Августин стоял на позициях деления человечества на две основные категории в взаимосвязи с двумя главными типами любви. Данные два типа древнегреческий мыслитель именовал градом земным и градом Божиим (или еще говорят Небесным). Божий отличается служением к Богу и любовью к Ему, земной же заключается любовью только к себе, что выражается в пренебрежении Богом и Его наказами. В этом утверждении возникает христианское понимание значения человеческой жизни. Смысл жизни человека не в том, что он является общественным существом, а в том, что он является в первую очередь существом религиозным, которое предназначено к служению Богу. 

 

Град Небесный уподобляется Церкви, а град земной уподобляется определенному государству, Римской империи. Но это всего лишь символическое уподобление, не предполагающее прямого равенства. Августин не утверждает видимого антагонизма двух градов, в этих целях он отказывается от четкой их институционализации. Борьба их целиком принадлежит духовной сфере человеческой жизни. В чертах обыденности члены всех представленных градов пребывают в одном и том же мире, но жизненные задачи и смысл их очень различается.
 

Поделитесь ссылкой: