Аудит качества производства

Определение 1

Аудит — это проверка, которая осуществляется на основе принципов систематичности, независимости и документированности с целью получения информации и ее объективного оценивания на предмет соответствия определенным критерием.

Теоретические основы аудита качества производства

В соответствии с действующими государственными и международными стандартами в организациях, которые внедряют у себя систему менеджмента качества, должны планово проводиться аудиты качества. Аудитом называют систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их последующего объективного оценивания. Целью осуществления данного процесса является установление степени выполнения согласованных критериев аудита.

Помимо этого, с помощью аудита проверяют эффективность программ управления, которые реализуются руководством организации. Аудит выполняет функцию обратной связи, т. е. позволяет руководству получить информацию, необходимую для принятия как стратегических, так и оперативных управленческих решений.

Под свидетельствами аудита понимают записи, изложение фактов или другой информации, которые могут быть перепроверены, а критерии аудита представляют собой совокупность политики, процедур или требований. Результат оценки свидетельства аудита может зависеть от критериев аудита, что описывается таким понятием, как наблюдение аудита.

Аудит проводят один или несколько аудиторов, которые составляют группу. Аудитором может быть только то лицо, которое обладает компетентностью (т. е. знаниями, умениями и способностью их применять).

У аудиторской группы должен быть руководитель. В группу могут быть включены стажеры, технические эксперты, наблюдатели.

Разновидности аудита качества производства

В зависимости от направленности различают три основных вида аудита качества:

  1. Аудит системы — получение свидетельств развития, документирования и эффективного использования системы в соответствии с конкретными требованиями.
  2. Аудит процесса — выделяются и отдельно изучаются элементы процесса, в том числе, с точки зрения полноты, правильности выбора условий проведения и возможной эффективности процесса.
  3. Аудит продукции — фактические показатели качества продукта оцениваются количественным способом на предмет соответствия установленным показателям.

В деловых отношениях, как правило, различают три стороны, соответственно, в зависимости от инициаторов (заказчиков) выделяют три разновидности аудита.

Аудит первой разновидности инициируется самим производителем. В связи с этим этот аудит еще часто называется самооценкой. Ее проведение в большинстве случаев обуславливается необходимостью обоснования заявления организации о соответствии ее системы качества требованиям национальных и международных стандартов в области качества.

Аудит второй разновидности инициируется потребителем, заказчиком предприятия. Если этот аудит завершиться с положительным результатом, то он будет трактоваться как одобрение поставщика. Как правило, потребители тщательно проверяют организации, поскольку не желают напрасной траты своих денег.

Аудит третьей разновидности проводится аккредитованной и лицензированной независимой организацией, которая приглашена для проведения аудита. Он обычно предшествует сертификации, т. е. подтверждению соответствия.

Организационные аспекты аудита качества производства

Мероприятия по аудиту должны проводиться в соответствии с принципами единообразия, системности, документированности, предупредительности, независимости, регулярности и открытости.

Аудит качества производства начинается с планирования. Разрабатывают и утверждают планы проведения аудита, которые распределяют полномочия внутри группы по аудиту, устанавливает конкретные задачи, сроки, описывает методы проверки и т. д.

Во время подготовки к проведению аудита очень важно определить возможности проведения аудита. Они обусловлены, с одной стороны, заявленными масштабом и глубиной аудита, с другой стороны, ресурсным обеспечением группы по аудиту (кадровыми, временными, техническими и иными ресурсами). Приведение в соответствие задач аудита и имеющихся возможностей — это важная задача на подготовительном этапе.

Общие правила гласят, что следует установить предварительный контакт с проверяемой организацией. Нужно познакомиться с руководством, согласовать каналы для связи и почтовых отправлений, уладить все возможные спорные моменты.

Группа по аудиту перед выездной проверкой запрашивает у организации документацию для камеральной (предварительной) проверки. Она может определить те области, которые потребуют большего внимания со стороны аудиторов во время проверки «на месте».

Проведение аудита «на месте» обрамляется вводным и заключительным совещаниями аудиторов с представителями организации. Они нужны для того, чтобы расположить персонал к группе, обменяться друг с другом полезной информацией, согласовать некоторые нюансы и т. д.

По результатам проведенного аудита качества производства аудиторы составляют соответствующий отчет. В рамках процесса информирования о результатах аудита отчет подлежит отправке руководству организации. Кроме того, в некоторых случаях он может быть выслан другим заинтересованным лицам. В конце и аудиторы, и организация оформляют у себя дело о прошедшем аудите (согласно правилам внутреннего документооборота).

Таким образом, современные подходы менеджмента качества требуют от производственных предприятий проведения аудита качества производства. Данная процедура призвана предотвратить возникновение проблем (а именно — дефектов, бракованной продукции и т. п.), а там, где такие проблемы уже имеются, особое значение приобретает поиск их коренной причины.

Источник

Поделитесь ссылкой: