Определение ассортиментной концепции и группы
Определение 1
Ассортиментная концепция – разработка оптимальной структуры ассортимента на основе предпочтений целевой аудитории с учетом ресурсных возможностей и ограничений компании.
Ассортиментная концепция является частью общей стратегии розничного торгового предприятия и позволяет компании соотнести свои финансовые, технологические, сырьевые и другие ресурсы с пожеланиями потенциальных потребителей. Определение ассортиментной концепции заключается в определении перечня продукции, предлагаемой компанией покупателям, выделении ассортиментных групп и конкретных товарных позиций.
Определение 2
Ассортиментная группа – группа продуктов, которые связаны между собой по какому-либо из признаков.
Пример 1
Признаками, по которым продукты объединяются в ассортиментные группы, могут быть функции продукта, группы потребителей, цены и т.п.
Ассортиментная политика
Формирование ассортимента компании должно происходить с учетом ряда общеорганизационных факторов, таких как оборачиваемость продукции, размер товарооборота, получаемая и планируемая прибыль организации. Кроме того, при разработке ассортиментной политики следует учитывать такие специфические факторы, как взаимосвязь и близость продукции из различных ассортиментных групп, требования потребителей к характеристикам продукции, наличие и ассортиментная политика конкурентов.
Товарная номенклатура компании представляет собой совокупность ассортиментных групп продукции и отдельных единиц продукта, а ее формирование зависит от того, каким образом компания подходит к выделению ассортиментных групп.
При разработке ассортиментной политики компания должна учитывать ряд факторов:
- Технологические возможности по доставке, перемещению, хранению продукции и т.п.;
- Потребности потенциальных покупателей в ассортименте или дифференциации продукта;
- Необходимость получения конкурентного преимущества;
- Достижение объема товарооборота, который обеспечит компании безубыточную деятельность.
Система формирования ассортимента
Система формирования ассортимента является сложной и включает в себя ряд различных организационных шагов и решений:
- Определение потребностей потребителей в настоящем времени и в перспективе;
- Анализ особенностей покупательского поведения и особенностей применения продаваемой продукции;
- Оценка продукции конкурентов;
- Оценка потребительского восприятия качества продукции;
- Решение о номенклатурном перечне продукции;
- Решение о диверсификации продукции;
- Анализ технологических возможностей компании;
- Совершенствование применяемых технологий;
- Разработка новых или усовершенствованных продуктов, приведение их в соответствие с изменяющимися потребительскими нуждами;
- Тестирование продукции;
- Определение параметров продукции и ее специальных характеристик;
- Разработка упаковки;
- Разработка дополнительных услуг или сервисного обслуживания;
- Анализ ценообразования нового ассортимента;
- Анализ рентабельности продуктов и ассортиментных групп.
Замечание 1
Для формирования ассортимента и выделения ассортиментных групп компания может использовать различные методы. Выбор соответствующего метода зависит от объема сбыта продукции (реального и планируемого), специфики продаж, целей и задач производителей и продавцов. Крупные компании создают отдельные департаменты, которые занимаются исключительно управлением ассортиментной политикой.
Создание такого подразделения может способствовать снижению издержек на принятие решений, связанных с ассортиментом продукции предприятия, таких как:
- Определение и изъятие нерентабельных видов продукции;
- Определение и обоснование необходимости проведения исследований и разработок новых продуктов или модификаций существующих, а также разработка соответствующих программ и планов;
- Контроль за сбытом различных ассортиментных групп;
- Расчет необходимого объема финансирования на реализацию разработанных программ и планов.