Архитектурные сооружения эпохи императрицы Анны Иоанновны

Архитектурные сооружения эпохи императрицы Анны Иоанновны

  1. Триумфальные ворота
  2. Ледяной дом
  3. Архитекторы эпохи Анны Иоанновны

Триумфальные ворота

Краткосрочной была жизнь российского императора Петра II, и в 1730 году на трон вступила и была коронована Анна Иоанновна. Обычно коронация происходила в Москве, и все императоры и императрицы перед официальным отъездом располагались на некоторое время в загородной резиденции. Анна Иоанновна не нарушила традиции российский вельмож и прибыла в село Всехсвятское, в дом благородной грузинской царственной особе Дарьи Арчиловны. Официально заехала в Москву Анна Иоанновна 15 февраля 1730 года.

К этому времени, 24 января, по традиции, Верховный тайный совет дал задание Святейшему Синоду, к приезду государыни в Москву изобрести к торжественным воротам надписи, эмблемы. В свою очередь был издан указ об обновлении синодальной триумфальной арки, расположенной у Воскресенских ворот.

Архиепископ Новгородский Феофан, 27 января, направил в Святейший Синод сообщение, которое гласило о нехватке нужного времени к приезду императрицы. И предлагал удовлетвориться только форменными необходимыми корректировками на триумфальных воротах. Предложение состояло в том, чтобы на воротах изменить портрет Петра II на портрет Анны Иоанновны, и взамен личностей святых царей Давида и Владимира, отобразить жён святых Есфири, Юдифи, Елены, Деворры, Пульхерии, Ольги и прочих.

Таким образом к восхождению на престол Анны Иоанновны произошло обновление триумфальных ворот, которые были возведены перед торжественной коронацией Петра II. Те, которые были на пересечении Тверской улицы и крепостных укреплений — Синодальные в Китай-городе; в Белом городе от Ратуши и в Земляном Московской губернии. Изменение компонентов декорации согласовывалась Синодом с Тайным Советом. За исключением триумфальных ворот, полностью вся Москва вечерами освещалась светом иллюминации. Знаменитые дворяне, купцы и даже иностранные послы участвовали в сотворении разнообразных салютов.

Специфическим оказался салют, устроенный послом Испании. Посол отдал приказ своему архитектору соорудить план арки и триумфальных ворот, чтобы была возможность их перебросить поперек всей улицы. Эта арка была реализована в дорическом стиле и была воздвигнута на 12-ти колоннах. Причём 8 колонн, которые поддерживали ворота, служившие для перехода и переезда, а оставшиеся 4 колонны предназначались для симметрии и украшались 4-мя картинами и медальонами. А также, поддерживали 4-е фигуры, которые символизировали милосердие, славу, силу и религию. С обеих сторон размещались гербы испанского государства.

Во всех церквях зазвонили колокола после того, как государыня вошла через триумфальные ворота Земляного города в Москву. Коронация состоялась лишь в конце апреля, 28 числа, 1730 года. И только в 1732 году императрица возвратилась в столицу Российской Империи. Это событие было ознаменовано постройкой трёх триумфальных ворот:

  • В Аничковой слободе у Троицкого переулка.
  • На Адмиралтейском острове.
  • На Троицкой пристани.

Аничковы и Троицкие ворота были сооружены Канцелярией Российской Империи согласно прожекту зодчего Доменико Трезини. На Адмиралтейском острове ворота сооружены по прожекту именитого архитектора Ивана Коробова на средства адмиралтейства.

Замечание 1

Рельефная декорация Аничковых и Адмиралтейских ворот была выполнена художником Матвеевым Андреем и его помощниками. Украшение Троицких ворот осуществлял швейцарский живописец Георг Гзель.

Ледяной дом

Правление Анны Иоанновны с архитектурной точки зрения было зафиксировано возведением Ледяного дома осуществления свадебной церемонии придворных комедиантов калмычки Авдотьи Ивановны Бужениновой и князя Михаила Голицына. Соображения строительства Ледяного дома возникли у камергера Алексея Татищева. Организацией строительства Ледяного дома занималась, так именуемая «маскарадная комиссия», возглавляемая князем Волынским.

Строительство Ледяного дома было закончено в 1740 году, расположившись на Неве, промеж Зимнего дворца и Адмиралтейства. Проектирование выполняли архитектор Петр Еропкин и академик Георг Крафт. Дом был возведен из блочных глыб льда, скреплённые водой. Размеры дома были 17,1 метра, на 5,3 метра, на 6,4 метра. Впереди дома находились 6 пушек и 2 короткоствольных орудия, изготовленные со льда. Спереди основных ворот виднелись два дельфина, а из их рта фонтанировала струя горячей нефти.

Крыша Ледяного дома была увенчана разнообразными фигурами. Внутренняя обстановка помещения была изготовлена опять, таки изо льда. С обеих сторон сооружения выделялись пирамиды с часами и фонарями. Возле дома была размещены баня и слон, также изо льда. Шутовская свадебная церемония состоялась 6 февраля 1740 года. Участвовали в этой свадьбе ориентировочно триста человек разнообразных национальностей Российской Империи, разодетые в этнические одеяния и игравшие на разнообразных самобытных инструментах.

Архитекторы эпохи Анны Иоанновны

У Анны Иоанновны личным архитектором состоял Бартоломмео Карло Растрелли (Старший) с 1730 года по 1732 год, невзирая на то, что Бартоломмео занимался скульптурой, а не архитектурой. А с 1732 года место придворного архитектора занял его сын Растрелли младший.

Бартоломмео Карло Растрелли старший воплотил в жизнь первый конный памятник в российском искусстве, посвящённый Петру Первому. Но вылить этот памятник из бронзы представилась возможность лишь в 1747 году его сыну и Мартелли. А установить данный памятник удалось в 1800 году возле Михайловского замка. Прототипами памятника Петру I были фигуры коней итальянского Возрождения.

Архитектурные сооружения эпохи императрицы Анны Иоанновны 1 – Студенты России

Памятник Петру I перед Михайловским замком

С 1737 года главой Комиссии по санкт-петербургским постройкам становиться молодой, амбициозный российский архитектор Пётр Еропкин, который вернулся из Италии. Еропкин разрабатывает трёх лучевую структуру центра Санкт-Петербурга, которая представлена Невским и Вознесенским проспектами, а также Гороховой улицей. Есть смысл сказать о сохранении точно такого же расположения и на сегодняшний день.

В 1728 году началось возведение нового каменного сооружения Главного Адмиралтейства. Этим занялся Иван Коробов, обучавшийся архитектурному делу в Голландии. Иван Коробов со стопроцентной точностью осуществил намерения Петра I, используя его собственноручный набросок. Таким образом, в Санкт-Петербурге возвысилась красивая башня с золотистым шпилем, короной и с трехмачтовым парусником наверху. Именно от этой башни Пётр Еропкин проложил свои известные «три луча».

 Архитектурные сооружения эпохи императрицы Анны Иоанновны 3 – Студенты России

Здание Главного Адмиралтейства

Во время правления Анны Иоанновны жил и работал известный российский архитектор Михаил Земцов. В промежутке с 1728 года по1734 год, Михаил Земцов возводит на набережной Фонтанки церковь Святых Симеония и Анны, которая принадлежала непосредственно императрице Анне Иоанновне. Церковь полностью соответствовала обычаям и наследиям «петровского барокко», однако с особенным поворотом к исконно российским традициям, проявляющихся в многоярусной звоннице и объёме трапезной залы.

Источник