Архитектурные сооружения 1930-х и 1950-х годов как символ советской эпохи

1. Этапы развития советской архитектуры и выдающиеся сооружения 1930-ых -1950-ых годов
2. Сталинский ампир

Архитектурные сооружения 1930-х и 1950-х годов как символ советской эпохи 1 – Студенты России

К 30-ым годам аскетизм, прослеживающийся в архитектуре, начал казаться неуместным, недостаточным и непригодным, стал отторгаться сознанием общественности. Данный период можно охарактеризовать, как победу социализма на всех фронтах, которую необходимо было увековечить в архитектуре. 

Этапы развития советской архитектуры и выдающиеся сооружения 1930-ых -1950-ых годов

 В 1932-ом году, при непосредственном участии вождя народов Иосифа Сталина, были сформулированы новые принципы советского архитектурного строительства, предполагающие использование лучших, новых приемов классической архитектуры, достижений архитектурно-строительной техники. Таким образом, было положено начало травле конструктивизма и поискам новой советской архитектуры, стремлению к монументальности. 

Замечание 1

В это время был объявлен конкурс на лучший проект главного государственного сооружения — Дворца Советов. 

В первой половине 1930-ых годов основной архитектурной формой становится куб, символизирующий порядок и покой. Так, монументалист Руднев, ставший в Москве главным архитектором Наркомата обороны, отдавал предпочтение массивным, мощным кубическим формам. Он создал стиль ведомства, спроектировал здания Наркомата, тем самым, выразив главные принципы постконструктивизма. 

В первой половине 30-ых годов разрабатывались промышленные сооружения, строилось массовое жилище и культурно-бытовые здания. Над архитектурным проектом дворца Советов в Москве трудилась авторская группа, в состав которой входили Б. Иофан, В. Щука и В. Гельфрейх. Они стремились, в монументальных формах, воплотить идею торжественности, величественности и предложили грандиозное, запоминающееся, агитационно-пропагандистское трехсотметровое, многоярусное здание-постамент, увенчанное статуей Ленина высотой сто метров. Композиции была присуща строгая пропорциональность и помпезность, закрепляющая веру в победу, светлое будущее социализма.

В 1937-ом году спроектирован павильон СССР, который увенчала статуя В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Известными архитекторами данной эпохи были И. Жолтовский, И. Фомин, А. Щусев, В. Щуко, Л. Руднева, А. Таманян. 

В 1933-ем году возникла Академия архитектуры СССР. В данный период в архитектуре большую роль играли идеологическая направленность, монументальность форм и яркость образа. В 1937-ом году, на 1-ом Всесоюзном съезде советских архитекторов, творческим методом советского зодчества был провозглашен социалистический реализм. 

В 1938-ом году, по проекту А. Щусева было построено здание Института истории партии при ЦК КП Грузии. Архитектура тридцатых годов характеризовалась противоречивым переплетением различных подходов к решению архитектурных задач.

Великая Отечественная война внесла в архитектуру свои коррективы. В 1943-ем году был создан Государственный комитет по делам архитектуры. По проектам, созданным в данный период, происходило восстановление страны, массовое строительство, проводились масштабные реконструкционные работы. 

В конце 40-х-в начале 50-х годов, например, были сооружены здания Московского государственного университета, дома на Котельнической набережной и административные учреждения на Смоленской площади в Москве.

Сталинский ампир

Сталинский ампир — это лидирующее направление в архитектуре, получившее развитие в период с середины 40-ых до середины 1950-ых годов. Он соединил в себе элементы барокко и ренессанса, ампира наполеоновской эпохи и позднего классицизма, постконструктивизма и ар-деко, неоготики. Ярким образцом сталинского ампира служат помпезные громады, высотки в Москве, здание МИДа. 

Замечание 2

В интерьере помещений он проявился в таких деталях, как лепнина под высокими потолками, архитектурные ордера со строгими, четкими пропорциями и богатым декором. 

Для стиля характерно удачное сочетание роскоши и помпезности, монументальности и величественности.
Главными героями мозаик, барельефов в данный временной промежуток были рабочие и колхозники. Везде прослеживалась советская символика. Очень часто для оформления зданий применялись гранит, мрамор, а для декора — бронза, дерево, керамика и хрусталь. В стиле сталинского ампира был оформлен, например, банкетный зал здания Центрального Московского ипподрома.

Эпоха сталинского ампира закончилась Постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», принятым 4 ноября 1955 года.

Источник