Отличительные черты в развития архитектуры XVIII века в России

В XVIII веке в России наблюдался расцвет архитектурной мысли. В данный период появились новые города, архитектурные памятники, которые на сегодняшний день являются наследием страны, как в историческом, так и в культурном отношении. Начинает активно развиваться градостроительство. В течение этого столетия были проявлены три главных архитектурных стиля: барокко, рококо и классицизм. Наблюдается постепенная замена петровского и нарышкинского барокко классицизмом. В архитектуре этого столетия гармонично соединились традиции Запада и России, Средневековья и Нового времени.

Основное строительство наблюдалось в Санкт-Петербурге. Здесь создавались дворцово-парковые ансамбли, строились дворцы с фасадами и парадными сооружениями. Особое значение придавалось гражданским сооружениям, таким как театры, верфи, постройки промышленного и общественного значения, заводы и прочее.

Для осуществления архитектурных замыслов в Россию едут специалисты из Италии, Франции, Германии, Голландии.

Во второй половине XVIII столетия дворцово-парковые ансамбли популяризируются в губерниях и перестают быть достопримечательностью лишь больших городов.

Развитие русской архитектуры этого столетия подразделяют на три условных этапа, для каждого из которых характерно развитие одного из стилей:

  1. Барокко – начало XVIII ст.
  2. Барокко и рококо – середина XVIII ст.
  3. Классицизм – конец XVIII ст.

Рассмотрим подробнее каждый из этих этапов.

Базовые архитектурные направления в России XVIII века

Рассматривая архитектуру начала XVIII столетия невозможно не вспомнить о Петре I. На данном этапе в российских городах происходит перепланировка архитектуры с преобразованием социально-экономического аспекта. Развитие промышленности дает толчок в появлении новых больших городов и поселков. Внимание в архитектуре сконцентрировано на внешнем виде обычных общественных зданий, типа больниц, жилых домов, школ и прочих. Вместо дерева активно начинает использоваться кирпич, но это характерно для больших городов, а в периферии пока под запретом.

Архитектура XVIII века в России

Наряду с возведением зданий достаточно значительным становится благоустройство улиц. Высаживают деревья, проводят освещение, укладываются тротуары, появляются лавочки. Все это происходит по приказам Петра I, поддавшегося западным веяниям и революционно изменившего подход к строительству городов.

Россия при Петре I догоняет Европу по строительству и благоустройству городов.

Основными событиями данного этапа являются возведение Санкт-Петербурга и Лефортовской слободы в Москве. Петр I зовет в Россию европейских архитекторов, а своих направляет в Европу для обучения. Среди приглашенных можно назвать такие имена, как Трезини, Мичетти, Шедель, Леблон, Растрелли. Ведущим архитектурным стилем этого этапа есть барокко, сочетающее реальность и иллюзию, пышность и контраст.

Началом создания Санкт-Петербурга являются две крупные постройки – Петропавловская крепость в 1703 году и Адмиралтейство в 1704 году. С них собственно и начался этот город. Совместная работа мастеров из России и Европы позволила создать неповторимый стиль барокко Петровской эпохи, сочетающий в себе русские и западные формы архитектуры. На этом этапе были возведены такие великие архитектурные творения, как летний дворец Петра І, дворец Меньшикова, Кунсткамера, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Немного позже в Москве были созданы Зимний дворец, Петергоф, Смольный монастырь, Царское село, дворец Строгановых, Церковь Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, а еще Петропавловский собор в Казани.

Петр І задал темп и стиль развития архитектуры начала XVIII века, который сохранился и после его смерти. Россия приобрела сильных архитекторов, таких как Мичурин, Бланк, Земцов, Коробов, Усов.

Для середины XVIII века характерен стиль рококо, сочетающий в себе черты барокко и нового зарождающегося стиля классицизма. Основными его чертами были галантность и уверенность. Пышные и помпезные строения со строгими чертами классицизма характерны для сооружений этого периода.

На данном этапе развития архитектуры правила дочь Петра Первого – Елизавета. Выдающимся архитектором при ней был Растрелли, известный своими творческими проектами, характерными для русской архитектуры. Он был воспитан на русской культуре и очень хорошо понимал ее и ценил. Его архитектурные проекты тесно переплетались с творчеством Ухтомского, Чевакинского, Квасова. Популярными стали купола вместо шпилей. Ранее русская история не встречала такого размаха и помпезности, которые появились в это время. Высокое искусство Растрелли и его соратников сменяется строгим классицизмом.

Одними из самых крупных проектов периода рококо по праву признаны перепланировка Москвы и генеральный план Петербурга.

В конце XVIII столетия в русской архитектуре начинает развиваться классицизм, позже получивший название русский классицизм. Для данного стиля свойственны античные строгие формы, рационализм и простота. Наиболее яркие архитектурные строения этого этапа находятся в Москве. К таким произведениям искусства относятся Царицынский комплекс, здание Сената, дома Пашкова и Голицына, дворец Разумовских. Что касается Петербурга, то здесь стоит отметить такие архитектурные сооружения данного периода, как Мраморный дворец, Эрмитажный театр, Эрмитаж, Александро-Невская лавра, Академия наук, Таврический дворец. Выдающимися архитекторами периода классицизма признаны Ухтомский, Баженов и Казаков.

Архитектурные преобразования также происходили в Костроме, Нижнем Новгороде, Ярославле, Архангельске, Одоеве Богородицке, Ораниенбауме (Ломоносове), Царском селе (Пушкине).

Этап классицизма характерен развитием новых экономических и промышленных городов России, к которым относятся Таганрог, Екатеринбург, Петрозаводск и прочие.