Архитектура второй половины XIX века в России

Архитектура второй половины XIX века в России

  1.  Эклектика в истории архитектуры России
  2. Этапы эклектизма в российской архитектуре

Вторая половина XIX века в России стала для развития архитектуры своеобразным «мостом». После реформы 1861 года начали массово строиться фабрики и заводы, школы и больницы, крытые рынки. Новые типы сооружений резко контрастировали с прежними архитектурными изысками. Архитекторы, в свою очередь, искали новые решения, демонстрируя смешение стилей.

Эклектика в истории архитектуры России

Замечание 1

Именно в это время в России появляется смешение стилей – эклектика.

Архитекторы часто копировали элементы сразу нескольких стилей. Однако есть яркие примеры построек в одном стиле – к примеру, дворец Великого князя Владимира Александровича в Санкт-Петербурге. Итальянская архитектура снаружи, но внутри – элементы «русского стиля», рококо и классицизма. 

Замечание 2

Архитектура упадка – так оценивают архитектуру второй половины XIX века в художественном отношении.

Крупномасштабные проекты осуществлять было практически невозможно, так как архитекторы массово материально зависели от крупных предприятий. Главными заказчиками оставались представители буржуазии. 

Эклектика начала главенствовать ещё в 30-40 годах XIX века. Единство стиля было утеряно. Архаичные формы применялись повсеместно, вне зависимости от рациональности их использования. Здания  оформлялись декоративными элементами из русского зодчества, однако это носило поверхностный эклектический характер, и цельная картина зачастую выглядела достаточно противоречиво.

Архитектура второй половины XIX века в России 1 – Студенты России

Города в эпоху развивающегося капитализма начали выглядеть «хаотичными» застройками. Пышный центр и убогие окраины плохо сочетались между собой, а заводские и фабричные комплексы уродовали картину ещё больше. Архитекторы пытались придать конструкциям хоть какой-нибудь стиль с помощью орнаментов и лепки, однако достичь необходимого эффекта было невозможно. 

Историзм, или эклектика – это поиск решения, к которому стремились архитекторы того времени. Период эклектики начался в 1830-х годах, и завершился только к началу XX века. По мнению исследователей, «архитектура упадка» стала своеобразной реакцией на зависимость от традиций классицизма.

Этапы эклектизма в российской архитектуре

На протяжении трёх десятилетий процветал готический историзм (1830-1860). В готическом стиле возвели коттедж А. Менелеса в Петергофе. Тем временем, в стиле неоготики построили церковь в Парголове, вокзал Н.Л. Бенуа, царские конюшни.  «Неоготику» использовали в интерьерных решениях и меблировке Зимнего дворца.
Новый Эрмитаж и Царицын павильон были выстроены в греко-эллинистическом и «помпейском» стилях. 

Архитектура второй половины XIX века в России 3 – Студенты России

«Неоренессанс» можно увидеть в Николаевском дворце. При возведении домов княгини Мурузи и Египетских ворот архитекторы вдохновлялись Египетскими и Мавританскими мотивами. Большой Кремлёвский дворец, в свою очередь, стилизовали на тему русского зодчества. Архитекторы того времени постепенно отходили от классицистических традиций, и к началу второго этапа историзма они полностью исчезли. 

Именно в 70-80 годы XIX века начинают массово строить банки, больницы, рынки, выставочные залы. Предпочтение отдаётся рациональной архитектуре с абсолютно новыми функциональными концепциями. Во главе – целесообразность. 

А затем архитекторы начинают массово увлекаться «русским стилем». Можно выделить три основных этапа: 

  • русско-византийский;
  • ропетовский;
  • неорусский. 

Яркий пример русско-византийского стиля – это храм Христа Спасителя в Москве, возведённый под руководством К. Тона. 

Ропетовский стиль отличается использованием декоров в виде узоров, шатровыми завершениями: 

  • здание Городской думы в Москве (Д.Н. Чичагов);
  • здание Исторического музея в Москве ( А.А. Семёнов и В.О. Шервуд);
  • Храм Воскресения на крови в Санкт-Петербурге (А.А. Парланда) и пр. 

Удивляет то, что планировка в зданиях – современная, но фасады выполнены в стилистике древнерусской архитектуры. Дело в том, что основой ропетовского стиля выступало русское деревянное зодчество. 

Заключительным этапом «русского стиля» стало его преобразование в «неорусский». Его называют российским вариантом национального романтизма, и называют предшественником модерна. В данном стиле возвели церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882 гг).

С одной стороны, детища «архитектуры упадка», как считают исследователи, не могут похвастаться высокохудожественной ценностью, однако это был важный этап поиска архитекторами новых стилей. 

Источник