Архитектура Византийской империи

Архитектура Византийской империи

  1. Отличительные черты византийского зодчества
  2. Строительные материалы в византийской архитектуре

Архитектура Византийской империи 1 – Студенты России

После переноса столицы Римской империи в Византий, а затем последующего разделения империи на Западную и Восточную в 395 году н. э., новая столица, получившая впоследствии название Константинополь, стала активно развиваться. В то время, как Рим подвергался многочисленным вторжениям сначала вестготов, затем вандалов и гуннов, Византия сумела укрепить свое положение, во многом благодаря императору Юстиниану, сумевшему нанести ряд серьезных поражений остготам и вестготам, провести серьезные реформы и поднять экономику. В результате этого, именно Константинополь и Византийская империя заняли место Рима в качестве центра европейской цивилизации, распространившись не только на западные страны, но также и на Ближний Восток, Восточную Европу и Северную Африку.

Отличительные черты византийского зодчества

Несмотря на то, что на раннем этапе византийского зодчество во многом копировало античные формы, постепенно архитекторы сумели создать свой собственный уникальный и неповторимый стиль возведения религиозных построек, который в свою очередь оказал сильное влияние на славянскую, армянскую и восточноевропейскую архитектуру.

Основной особенностью, разительно отличающей византийские храмы от раннехристианских базилик римского периода, стало применение купола в качестве основного перекрытия центральной части храма. Подобная конструкция получила название центрально-купольной. Нельзя сказать, что византийцы стали пионерами в плане использования купола — еще в античном Риме купола использовались в качестве перекрытия свода, но там могли органично помещать купол только на круглое основание. Если же купол водружался на прямоугольное или квадратное основание, то пропадала органичная связь, так как образовывались впалые углы внутри здания.

Для того, чтобы избежать диссонанса и добиться гармоничности пространства, византийские зодчие срезали внутренние углы здания таким образом, чтобы верхняя часть несущих конструкций образовывали дуги, принимающие нагрузку от купола. В результате купол устанавливался на вершины этих дуг, а с нижней частью он был связан треугольными формами.

В первых купольных сооружениях купол был довольно плоским, позже его начали делать возвышенным. В качестве опор купола использовались паруса или арки, а по мере того, как архитектура развивалась, между куполом и вертикальными конструкциями стали возводить специальный барабан цилиндрической формы, что привело к тому, что вместо полусферического купола храмы увенчивались возвышенной главой куполообразной формы.

Помимо самого купола или главы над средним объемом, византийские храмы могли иметь еще два, четыре или шесть куполов (количество всегда было четным) над второстепенными пространствами. Вокруг центрального (среднего) подкупольного пространства возводилась крытая галерея, проходящая по всем трем стенам, кроме алтарной. Она называлась гинекей — «женская половина». В ней во время службы должны были находиться женщины, которым запрещалось спускаться в сам зал. Снизу галерея подпиралась колоннами и полуциркульными арками. В византийской архитектуре применялись капители колонн без абаки, но имевшие необычную форму перевернутой усеченной пирамиды.

Несмотря на то, что для оформления внутренних помещений не использовались сложные архитектурные формы, это компенсировалось богатым декором, включавшим в себя облицовку мраморными плитами, позолоту, мозаичные украшения на библейскую тематику и фрески.

Для освещения пространства использовались оконные проемы, сгруппированные попарно или даже по трое, причем группы всегда разделялись между собой колоннами. В тамбуре главы или в куполе обустраивались дополнительные проемы для освещения. Именно по таким строительным канонам возводились храм Святой Софии и храм Святой Ирины в Константинополе, а также киевский Софиевский собор и сербский монастырь Студеница.

Строительные материалы в византийской архитектуре

Наиболее распространенным стройматериалом в Византии являлась плинфа. Это крупные кирпичи квадратной формы, примерно 350х350 мм и толщиной 50 мм, изготавливаемые из обожженной глины. В восточных регионах, где имелись залежи туфа и известняка, например в Закавказье или Сирии, также использовалась каменная кладка из тесаного камня. В качестве раствора применялась гашеная известь с добавлением дробленого кирпича, обеспечивающего высокую механическую прочность и устойчивость к влаге. Подобный раствор обладал высокой скоростью затвердевания, поэтому позволял возводить такие сложные конструкции, как купола и своды. Часто использовалась смешанная кладка — несколько слоев тесанного камня чередовались с 4-5 рядами кирпича.

Для того, чтобы повысить механическую прочность конструкции или улучшить декоративные качества кладки, в нее могли добавлять также мрамор. В восточных регионах, где была более популярна каменная кладка, для возведения сводов и куполов использовались специальные кружала, а сам купол усиливался с помощью металлических полос или дубовых брусьев.

Для мелких архитектурных элементов, таких как капители, ордеры или колонны, применялся порфир и мрамор. К примеру, для колонных баз использовали специальный белый мрамор, который дополнительно полировался, а сами колонны изготавливались для контраста из мрамора различных цветов. Поверхность капителей покрывалась позолотой.

Источник