Архитектура Санкт-Петербурга

Архитектура Санкт-Петербурга

  1. Петровское барокко
  2. Ранний (екатерининский) классицизм
  3. Русский ампир
  4. Эклектицизм
  5. Модерн
  6. Конструктивизм

Санкт-Петербург является второй столицей Российской Федерации, и существенно выделяется посреди всех населенных пунктов страны, включая первую столицу, Москву. Самым первым строением Санкт-Петербурга была Петропавловская крепость. Ее строительство началось в начале XVIII столетия. Первоначально Санкт-Петербург был задуман как город, который способен осуществлять конкуренцию именитым европейским городам в стилистическом плане.

Идея постройки города исходила от Петра I, который был сторонником западной архитектуры. Он придерживался и следовал достижениям европейской цивилизации. И по истечению столетий Санкт-Петербург придерживается собственных первоначальных задумок. Город попробовал и проверил на собственной архитектуре множество различных стилей.

Петровское барокко

Архитектура Санкт-Петербурга 1 – Студенты РоссииДанный стиль стал вершиной Реформации XVI-XVIII столетий. Он был распространен в большом количестве государств Западной Европы. Это стиль был отражен и в российском архитектурном строительстве. Петр I приглашает в Россию известных архитектурных деятелей из Франции и Италии. Эти архитекторы активно начинают воплощать в реальность собственные проекты в стиле барокко. Таким образом зарождается данное направление в Санкт-Петербурге. Со временем выделяются два направления – это московское и петровское барокко.

Строительство зданий и сооружений в данном стиле осуществлялось между 1703 и 1740 годами. На петровское барокко оказало большое воздействие сдержанной архитектуры зодчих из Голландии и Германии. Частично из-за этого, частично из-за того, что в это время была длительная Северная война, в России было предпочитались правильные, классические формы построек, которые не обладали излишним декором и добавлениями.

Ранний (екатерининский) классицизм

Классицизм, который пришел с востока европейского континента был важнейшей частью и без того разноречивого управления Екатерины Великой. Данный стиль выделялся собственной естественностью и целенаправленностью, как бы показывая культуру наибольшего государства в Европе.

Замечание 1

Самым первым был возведен дворец, который принадлежал графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому. Это произошло в 1766 году. Сегодня данный дворец является Административным корпусом Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Оформляя сооружение применялись компоненты ионического и коринфского ордеров, барельефы, аркады, но возможно было отчетливо наблюдать давление барокко.

Таким же образом возможно отразить и так именуемый «строгий классицизм». Данные классицизм возможно именовать екатерининским, поскольку он припадал на годы царствования Екатерины Великой с 1762 по 1796 год. Для данного направления классицизма свойственно безоговорочная приверженность классическим архитектурным ордерам, прямоугольной компоновке построек, широкое использование аркад, колоннад фронтонов, а также портиков. Зачастую применялись античные скульптурные статуи.

Русский ампир

Данный стиль считается на то время логичным окончанием длительного использования классицизма в архитектурных сооружениях. Русский ампир так же является неотъемлемой частью спирали в истории классицизма Санкт-Петербурга XVIII-XIX столетий. Начальным моментом возникновения российского ампира принято считать 1812 год, а окончанием является 1830 год. Первоначально российский ампир был зарожден во Франции, чтобы возможно было подчеркнуть всеобщий дух Великой французской революции, значительные претензии и тщеславие Наполеона Бонапарта, а также войны, охватившие практически все европейское пространство.

В Российской империи данный стиль востребовался в окончании XIX столетия для прославления мощности государства. В соответствии с александровским классицизмом, растет стремление к торжественности, непреклонности и величественности. Сооружения стают более в строгой форме симметричны, а также официальны и праздничны. Совместно с этим возможно было увидеть и продвижение милитаристской символики Древнего мира: лавровые венки, доспехи, орлы и прочее. В Санкт-Петербурге активным образом осуществляется строительство декоративных строений с колоннами и триумфальными арками.

Эклектицизм

Существование эклектизма присутствовало в Санкт-Петербурге в период с 1830 по 1900 год. В истории архитектуры подчеркивается два периода эклектизма. Первый промежуток времени – это ранний эклектизм, который, как принято считать присутствовал с 1830 по 1870 год. Поздний же эклектизм осуществлял свое влияние на архитектуру с 1870 по 1900 год.

По собственной сущности эклектизм не считается самостоятельным направлением, а только осуществляет смешивание разнообразных направлений в архитектуре. В раннем эклектизме господствовали романтизм и переоцененные древние направления: византийский, готический, а также древнерусский стиль. Зодчие зачастую проявляют подражание античности, барокко и ренессансу.

Модерн

Возникновение модерна относят к концу XIX столетия. Он сформировался очень стремительно сравнительно с иными стилями в архитектуре. Модерн чаще начинает возникать в особняках, представляясь отклонением от принятых норм, которые были продиктованы отрицательными моментами строительных конструкций (упрощенные, примитивные формы).

Как правила, существовали свободное планирование и асимметрия сооружения, в том числе, обретает особенное признание мода на силуэты с кривыми линиями, а также, орнаменты с животными и растительностью. Фасады, двери и оконные проемы практически постоянно отделывались непростыми скульптурными образами. На фасадной части совместно с этим применялись:

  • Майолика.
  • Витражные элементы.
  • Рустика.
  • Мозаика.
  • Металлические компоненты.

Данные прикрасы применялись и непосредственно внутри помещения.

Конструктивизм

Архитектура Санкт-Петербурга 3 – Студенты РоссииРоскошный модерн не сумел вынести испытания тяжелой войны, и после 1914 года не производилось строительство сооружения в данном стиле. Взамен модерна в Голландии и Германии, под огромным воздействием архитектуры Америки, появляется эпатирующий и жесткий функционализм. Он, естественно, становиться довольно популярным в СССР. Известен собственной строгостью и четкостью в архитектурных сооружениях. В функционализме образовывается два направления: в Москве появляется рационализм, а в Санкт-Петербурге появляется конструктивизм.

Как рационализм, так и конструктивизм возможно отнести к категории стилистических направлений, пытающейся отступить от сформировавшихся во всем мире канонов. И это в точности было подходящим молодым нигилистам пост революционного времени. Ко всему прочему добавлялся и фактор экономики. Бюджетные расходы города, которые были очень малы, не позволяли себе особенные изыски сложившихся традиционных стилей (в особой степени модерна и классицизма).

Замечание 2

В качестве базиса новейшего стиля был принят функциональный подход, который провозглашал функциональность сущности сооружений выше его внешнего вида. Все проистекало от целей функциональности сооружения, так как функциональность считалась основным приоритетом в советское время. Непосредственно по данной причине конструктивизм, даже пускай и инстинктивно, был солидарным с модерном.

В той или иной степени, непосредственно это вызвало некоторое количество интересных пластических решений в архитектуре. Прожекты в конструктивизме были различны друг от друга лаконичностью внешнего вида, четкостью, в том числе, подчеркиванием несущих элементов конструкций.

Источник