Архитектура Пизанской башни

Архитектура Пизанской башни

Пизанская башня является одним из самых известных и узнаваемых памятников архитектуры не только в Италии, но и во всем мире, привлекая ежегодно сотни тысяч туристов. Достаточно длительный срок посещение самого здания было запрещено из-за угрозы падения башни, но после того, как были проведены работы по реконструкции и усилению фундамента, экскурсии внутрь башни снова разрешили.

Определение 1

Пизанская башня – это колокольня Пизанского собора, имеющая узнаваемый наклон в сторону на несколько градусов. В 1986 году весь архитектурный ансамбль собора, включая колокольню и баптистерий, был включен в список Всемирного архитектурного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Пизанской башни 1 – Студенты России

Рисунок 1. Пизанский собор с колокольней

Наклонное положение башни обусловлено мягкостью почвы и ошибками архитекторов, не предусмотревших этот момент. Изначально колокольня планировалась строго вертикальной, но со временем часть фундамента начала плыть и постройка стала крениться.

Архитектура Пизанской башни 3 – Студенты России

Рисунок 2. Пизанская башня

Пизанская башня является составляющей ансамбля кафедрального собора Санта-Мария-Ассунта (Успения Пресвятой Девы Марии) города Пиза, расположенного в Тоскане. Строительство колокольни началось в 1173 году, через 55 лет после освящения самого собора. Архитектором являлся Бонатто Пизано, который и создал необычный и воздушный проект колокольни, идеально вписывающийся в архитектурный ансамбль собора.

Строительство шло достаточно долго – до 1360 года, с перерывами. Причиной такого долгостроя являлась ошибка архитектора, допущенная им в самом начале – он не учел слишком мягкой почвы, поэтому фундамент башни был недостаточно большим, чтобы снизить давление конструкции на грунт. Уже после возведения третьего этажа в 1178 году стало ясно, что башня начинает крениться, поэтому надстройка колокольни возводилась с учетом угла наклона, после того, как были проведены работы по укреплению фундамента.

Архитектура Пизанской башни 5 – Студенты России

Рисунок 3. Схема Пизанской башни

Руководивший работами Бененато Ботичи первым разработал комплекс мер по частичному укреплению фундамента, но они оказались недостаточными. Со временем, чем выше и тяжелее становилась постройка, тем более сильным становился крен.

Архитектор Джованни ди Симоне в 1272 году попытался компенсировать крен поднятием потолочного уровня на 100 мм, но это привело к еще большему крену – общее отклонение от оси на пятом этаже башни составило 500 мм.

Архитектура Пизанской башни 7 – Студенты России

Рисунок 4. Расположенный перед башней «Фонтан амуров»

В результате поражения при битве на острове Мелория в 1284 году в Пизанской республике начинается период экономического упадка, поэтому все строительные работы были прекращены. С 1319 года они возобновились и был достроен 6-ой ярус, где разместили специально отлитый колокол из бронзы.

Архитектура Пизанской башни 9 – Студенты России

Рисунок 5. Колокол Пизанской башни.

Финальным этапом строительства колокольни руководил знаменитый архитектор Томасо Пизано, сын Андреа Пизано. Под его руководством были достроен последний ярус и в 1372 году строительство окончилось. На момент окончания строительства отклонение от центральной оси составило уже 1430 мм, что не позволило реализовать изначальный десятиэярусный проект высотой 100 м – построили только 8 этажей высотой 57 метров.

После восстановительных работ по укреплению фундамента строителям удалось остановить крен и даже немного его уменьшить. На сегодняшний день угол наклона составляет 3° 54′.

Общая масса колокольни составляет около 14.7 тыс. тонн, а ее внешний диаметр – 18.5 м. В ее архитектуре сочетаются элементы романского стиля, а также византийской и арабской архитектурных школ. Для изготовления использовался кирпич и дикий обработанный камень из местных каменоломен, а стены декорировались светло-серым и белым мрамором.

Монолитный первый этаж имеет образованные с помощью кессонов и колонн арки, розетки которых в точности повторяют стилистику баптистерия и собора. Верхние шесть ярусов имеют открытие галереи, украшенные узорами и оригинальными орнаментами. Галерея каждого яруса состоит из 30 колонн классического ордера с капителями, опирающихся на закрытые арки.

Архитектура Пизанской башни 11 – Студенты России

Рисунок 6. Люнет Пизанской башни

Сама звонница расположена над шестым ярусом и ее изначально строили с отклонением от центральной оси, поэтому визуально она не имеет наклона. На самом верхнем ярусе находятся многочисленные скульптуры, в том числе и Мадонна с младенцем Иисусом, которой посвящен собор.

Стены башни имеют толщину 4 метра, но они полые в середине. Наружная часть выполнена из камня, внутренняя – из кирпича. Внутри башни имеется огромный зал, богато украшенный барельефами и скульптурами. Чтобы подняться из зала на верхние ярусы, имеются три винтовые лестницы с мраморными ступенями, сужающиеся к верху и ведущие на смотровую площадку.

Архитектура Пизанской башни 13 – Студенты России

Рисунок 7. Винтовая лестница

Одним из самых интересных с туристической точки зрения является Зал рыб, получивший свое название за многочисленные изображения морских обитателей. Также здесь находятся специальные приборы, с помощью которых можно отслеживать угол наклона Пизанской башни. Долгий срок это помещение было закрыто для экскурсий и посетителей туда не пускали.

Архитектура Пизанской башни 15 – Студенты России

Рисунок 8. Зал рыб

Архитектура Пизанской башни 17 – Студенты России

Рисунок 9. Звонница Пизанской башни

Колокольня Пизанской башни заслуженно носит титул самой красивой звонницы среди итальянских храмов. Она была построена только в конце XIV века. Звонница включает в себя семь колоколов, каждый из которых настроен на свою собственную тональность и имеет уникальную историю:

  • Паскверча (си-диез). Самый первый колокол, изготовленный во второй половине XIII века, но установленный в 1473 году;
  • Веспруччо (ми). Выплавлен в 1501 году;
  • Крочифиссо (до-диез). Его автором является Винченцо Посенти;
  • Даль Поцо (ре). Во время Второй Мировой войны он был разрушен, поэтому в 2004 году изготовили его точную копию, а сам оригинал отреставрировали и отправили в музей;
  • Ассунта (си). Самый массивный колокол – его вес составляет 3500 кг.

Источник