Архитектура московского метрополитена

Архитектура московского метрополитена

  1. История строительства
  2. Архитектурное оформление московского метрополитена
  3. Основные проблемы при строительстве метро
  4. Краткая история московского метрополитена

Метрополитен Москвы заслуженно считается одним из самых красивых в мире. Он включает в себя 222 станции, каждая из которых построена в собственном уникальном стиле, причем большая часть – еще во времена СССР. Это единственный метрополитен в мире, каждая станция которого строилась по собственному проекту, поэтому в нем нет двух одинаковых по архитектурному оформлению станций.

Архитектура московского метрополитена 1 – Студенты России

Рисунок 1. Московское метро

Для того, чтобы сделать каждую станцию неповторимой, к работе над ними привлекали разных архитекторов, использовавших самые разнообразные архитектурные стили, от национальных мотивов и готики до ар-деко, ампира и хай-тека.

История строительства

Первый участок московского метрополитена был построен в 1935 году между станциями «Сокольники» и «Парк Культуры». В качестве архитектурного стиля был выбран распространенный тогда «сталинский ампир», отличающийся помпезностью, монументальностью и вычурностью. Во многом он схож с ампиром времен Наполеона I и Александра II, поэтому идеально соответствовал желанию партийных лидеров удивить и поразить иностранцев, впервые попавших в метрополитен.

Перед началом Велико Отечественной войны в Москве было открыто еще две линии метро в дополнение к уже имеющимся: Филевская и Горьковско-Замоскворецкая. В октябре 1941 года правительство рассматривало вариант уничтожение метро, как стратегически важного объекта, но после победы под Москвой и отступления немецких войск работы над строительством третьей очереди были возобновлены и за период с 1941 по 1945 гг построено семь новый станций – на каждой из них имеется памятная табличка. Но пик строительства приходится на 1950-1960 годы – из-за «холодной войны» метрополитен стал рассматриваться как убежище на случай ядерного удара, поэтому было начато строительство станций глубокого заложения.

Архитектурное оформление московского метрополитена

В том, что для каждой станции разрабатывался собственный конструктивно-архитектурный проект, был и практический смысл. Пассажиры могла с первого взгляда понять, на какой именно станции они находятся, так как объявлять их в поездах метро начали только с 1951 года.&

С середины 1960-х годов архитектурные проекты постепенно упрощаются – это связано с массовым внедрением планового строительства и типовых проектов. Но несмотря на то, что многие станции создавались по типовым проектам, каждая из них имеет собственный уникальный облик и оформление: освещение некоторых исторических тем, использование в архитектурном ансамбле окаменелостей, цветовое оформление и так далее.

Основные проблемы при строительстве метро

В июне 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве первой очереди московского метрополитена в рамках II и III пятилетки. Она вступила в строй уже в 1935 году, что послужило причиной законной гордости не только москвичей, но и других жителей СССР, как достижение научно-технического прогресса.

Замечание 1

Главной трудностью для архитекторов являлось разработать такой проект, что у пассажиров не будет на станциях возникать чувства подавленности. Поэтому многие из станций имеют достаточно высокие потолки, создающие иллюзию свободы и широкого пространства.

Станции первой линии соединяли центр Москвы с Сокольниками и Парком Культуры, а также продолжались на Смоленскую площадь и библиотеку им. Ленина. В постройку метрополитена были вложены огромные средства, так как считалось, что здесь человек не должен чувствовать себя угнетенным и не ощущать тяжесть подземного свода, а наоборот, ему должно быть комфортно и позитивно. Поэтому все помещения каждой станции, начиная от зала и оканчивая вестибюлями, выполнялись в едином композиционном ансамбле.

Чтобы индивидуализировать каждую станцию метро, архитекторы прибегали к использованию широкой палитры цветовых оттенков облицовки, чередовании конструктивных и архитектурных приемов, уникальному оформлению с использованием живописи, скульптуры и архитектуры.

Краткая история московского метрополитена

  • 1935 г. Начинается строительство первой линии, от станции «Сокольники» до «Парка Культуры». Для оформления каждой станции привлекались отдельные архитекторы различных направлений: Иван Фомин — «Красные ворота»; Иван Таранов и Надежда Быкова — «Сокольники»; Алексей Душкин — «Кропоткинская»; Василий Попов и Григорий Крутиков – «Парк Культуры»; Дмитрий Чечулин – «Охотный ряд» и «Комсомольская»; Николай Ладовский – «Дзержинская».
  • 1938 г. Начало строительства второй очереди, от «Театральной» до «Сокола». Станции второй очереди считаются одними из самых элегантных и красивых в архитектурном плане. Например, при отделке стен вестибюля «Динамо» использовался оникс, своды «Маяковской» создают невероятную иллюзию воздушности и объемности пространства.

Архитектура московского метрополитена 3 – Студенты России

Рисунок 2. Станция «Маяковская». 

  • 1943-1944 гг. Открываются еще 7 новых станций, по разработанным еще в 1941 году проектам. В оформлении широко используются мотивы, связанные с Великой Отечественной войной.
  • 1950-54 гг. Строятся новые трассы Кольцевой линии и Арбатского радиуса. Для этих станций характерны предельная торжественной и декоративность, а также разнообразие архитектурных стилей – от древнерусского стиля «Добрынинской» до готической «Таганской» и барочной «Арбатской». Широко используется тематика победы в Великой Отечественной войне.

Архитектура московского метрополитена 5 – Студенты России

Рисунок 3. Тематика ВОВ в интерьере.

  • 1957 г. После принятия постановления правительства «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» уже готовые проекты станций метрополитена были кардинально переработаны с целью упрощения. Например, был почти полностью переделан проект «ВДНХ» и «Спортивной». Также открываются и первые наземные станции: «Кутузовская» и «Студенческая».
  • 1961 г. «Первомайская» становится первой станцией, построенной по типовому проекту, в основе которого сборная колонная конструкция с двумя сорококолонными рядами, ребристым потолком и отделкой стен из мрамора.

Архитектура московского метрополитена 7 – Студенты России

Рисунок 4. Станция «Первомайская». 

  • 1970-80 гг. Отменяется мораторий на спартанское оформление станций, поэтому типовые проекты дополняются архитектурной индивидуальностью. Возобновляется строительство станций глубокого заложения в центре столицы. Вместо традиционной «сороконожки» получается распространение односводчатая конструкция с 26 колоннами. Типовые станции модернизируются и декорируются архитектурно-художественными элементами.
  • 1990-2000 гг. Вводятся в строй объекты, начатые еще во времена СССР: станция «Парк Победы», Люблянская линия, новые вестибюли «Белорусской», «ВДНХ» и «Маяковской».

Архитектура московского метрополитена 9 – Студенты России

Рисунок 5. Современная станция метро

  • 2000-е годы. Проводятся активные эксперименты новых архитектурных стилей и направлений: выполненная в черно-белых тонах «Новокосино», готическая «Волоколамская», разноцветные «Жулебино» и «Ломоносовский бульвар». Односводчатая конструкция получает дальнейшее распространение. 
  • 2010-е годы. Вводятся новые станции, в том числе «Солнцево» с уникальным световым оформлением.

Источник