Архитектура Мексики

Архитектура Мексики

  1. Мексиканское барокко и готика
  2. Эстипите (пилястры)
  3. Классицизм
  4. Функционализм

Мексиканское барокко и готика

В Мексике история архитектуры берёт своё начало свыше четырёх тысячелетий назад. За это время, до колонизации испанцами, представление об архитектуре у менявшихся культур на территории Мексики было в значительной степени подобным. Данной представление об архитектуре существенно различалось с европейским, привезенным испанскими конкистадорами. Разница европейской и латиноамериканской архитектурами таилась в разном мироощущении этнографических обществ.

Архитектура Мексики 1 – Студенты России Руины города Ушмаль. Южное здание монастыря

В схватке двух мировоззрений победу одержала европейская часть сообщества, в лице Испании. По данной причине, многоступенчатые пирамиды тольтеков, ацтеков, майя, которые построены на высоких основаниях, семимильными шагами переменились во всей Мексике более современными дворцами. Духовные чины католичества сознательно возводило монастыри таки образом, чтобы они могли выполнять двойные функции: функцию оборонительного замка и роль центра популяризации христианства.

В местах проживания индейских племён начались возведения таких монастырей ещё в начале колониального периода. В XVI столетии в Мексике начинает создаваться своеобразный стиль европейской архитектуры. Хотя католическая церковь в жестокой форме обращала местное население в христианскую веру, но ей всё же приходилось считаться с региональными традициями. По этой причине в монастырях образуются наружные монастырские дворики — атрии, на которых строились открытые капеллы. Католический монастырь в испанском исполнении на индейской территории был сильно видоизменён.

Зачастую здешние архитекторы не воспринимали представления сооружения готического устройства сводов, и они создавали обманчивый свод, который образовывался появляющимися друг над другом плитами перекрытия. Стороны каркаса представлялись лишь имитированием конструкции, необыкновенной отделки. Данная деталь и является основным отличием архитектуры Мексики от европейской, выражавшееся повсеместно замещением конструкций декорациями.

Замечание 1

Практически вся историческая мексиканская архитектура прошлого, и даже в нынешнее время, выделяется избытком декораций, и это особо отражается на лицевых частях зданий. У индейских архитекторов не было задумок подчинить внешность сооружений с её внутренней конструкцией, поскольку все индейские церемонии осуществлялись под открытым небом.

В «Капелле для индейцев» в Тлалманалько, декорации в первый раз наполнили собой всё существующее пространство, точно пытаясь разъединить конструкцию колонн. Более впечатлительное желание выражается в фасаде храма известного монастыря Сан Пабло, который находится в Юрирьяпуидар. Наивысшей степенью формирования направления декора в архитектуре Мексики стал XVIII век – золотой век колонизаторского устройства.

Архитектура Мексики 3 – Студенты России

Церковь Сан Пабло

Барокко Европы, тяготевшее к нарядности, пластичности объёмов, применению лепнины пришлось по душе жителям Мексики. Сооружения в стиле барокко в Мексике составляют ориентировочно 8000 шедевров культуры. В XVIII столетии на мексиканской территории сооружался примерно пять храмов в месяц. В это время в Мексике начало усиливаться строительство разнообразных зданий и сооружений.

Эстипите (пилястры)

В архитектуре мексиканской школы в середине XVIII столетия возникает эстипите.

Определение 1

Эстипите – это характерные для архитектуры латиноамериканского, в особенности мексиканского, позднего барокко (так называемого ультрабарокко) пилястры, которые отмечены особой сложностью профилей и пышным разнообразием декоративной отделки.

Появился он в Испании в окончании XVII столетия и использовался в небольших архитектурных постройках, а в Мексике эстипите основательно укоренился во всеобщую архитектуру. Схематически он представляется таким образом: на возвышенной основе верхушкою вниз размещается обрезанная пирамида, где находится куб, а сверху него ещё обрезанная пирамида верхушкой наверх. Первым зданием, в котором было применено аналогичное использование строительства фасада, стала церковь Саграрио Метрополитан в Мехико.

Архитектура Мексики 5 – Студенты России

Церковь Саграрио Метрополитан в Мехико

Эстипите из Мехико практически мгновенно начало кочевать по всем селениям Мексики. В Пуэбле соорудили церковь Сан Франсиско, эстипите использовали при украшении фасада. Эта церковь содержит ещё одну индивидуальную черту латиноамериканского декора XVIII столетия – разноцветными изразцы.

Классицизм

К окончанию колонизаторского этапа в Мексике барокко перерождается, оно вытесняется классицизмом, который становится преобладающим течением в мексиканской архитектуре. На протяжении XIX столетия Мексика устремлялась к впитыванию прогрессивных европейских приобретений. До XX столетия в архитектуре Мексики доминировала эклектика, в XX столетии она получила наименование «порфиризм». В направлении «порфиризма», 1904 год ознаменовался началом строительства Дворца изящных искусств в Мехико, Данное строительство окончилось в 1934 году.

В Дворце изящных искусств сконцентрированы всевозможные противоположные понятия архитектуры: и купольная инсталляция святой Софии в Константинополе, и значительная торжественность Гранд-Опера в Париже. В начале XX века эклектике были противопоставлены неоколониалистское и традиционное направления в архитектуре. Архитекторы экспериментировали в поиске национального стиля. Эти эксперименты вызвали подражание стилю архитектуры до времён колонизации.

Замечательным образцом аналогичных строений выступает библиотека «Сервантес», которая находится в столице Мексике, и запроектированная госдепартаментом Министерства просвещения по строительству. На лицевой части здания отображены центральные оттенки барочной архитектуры Мексики, к примеру:

  • Огромные поверхности стен,
  • объединение большого количества лепнины на входе, напоминающего ворота храма.

Функционализм

В Мексике основателем функционального зодчества был Вильягран Гарсиа. Самым начальных его творением стал институт гигиены. Все корпуса института гигиены находятся на приличной площади и функционально переплетены один с другим. Вильягран Гарсиа был оппонентом воссоздания исторических направлений в архитектуре. Он не приветствовал декор в архитектуре, поскольку был уверен в том, что художественную отчётливость должно преподносить само сооружение. Вильягран Гарсиа вкладывал большой смысл в стандартные замыслы. В XX столетии он воздвиг большое количество школ, больниц, спортивных сооружений, магазинов и рынков.

Источник