Архитектура как вид искусства

Архитектура как вид искусства

1. Гегелевская архитектура
2. Понимание архитектурного искусства

Архитектура как вид искусства 1 – Студенты России

Гегелевская архитектура

Архитектурная философская теория описана в работе Фридриха Гегеля «Эстетика». Основные принципы, выдвигаемые Гегелем касательно архитектуры в роли вида искусства, собой демонстрируют не прямо-таки историческую заинтересованность. С позиции архитектуры XIX-XX столетий лепта философа в развитие этого подхода претендует на весьма пристальное отношение.

Гегелевская доктрина духа и духовной составляющей человеческой культуры гораздо более широкая, чем философские мысли других даёт представление о процессах, происходящих в нравственной культуре человечества. Реально глубокомысленное наследие Фридриха Гегеля появилось перед эпохой возрождения, как эпохи интеллектуального и художественного расцвета. Следует сказать, что теория искусства изложена в «Эстетике» очень убедительно.

Философ делил все искусства на два фундаментальных вида – объективные и субъективные. Считал архитектуру исключительным видом искусства. Гегель отмечал, что «искусство» трансформируется в «особенное искусство» в тот момент, когда замысел его воплощается в реальности внешнего бытия. Тем не менее, суть настоящего искусства есть внутренняя наполненность, которая исходит из «духа».

Вследствие чего архитектура на момент строительства – ещё не искусство. И всё же это отсчёт движения, которое развивается и далее, вплоть до XXI столетия. Понятие искусства архитектуры призывает подтвердить его происхождение, как действительно «искусство».

Материальная оболочка становится демонстрацией духовного – сути внутреннего наполнения. Фридрих Гегель полагал, что дом (здание) являет собой жизненно важный замысел – человеческое вместилище. Это начальное намерение находится вне искусства. Всё ж таки желание человека прыгать, петь и говорить, еще нельзя определить, как танец, музыка, поэзия. Надо отыскать тот исходный момент, который вмещает в себя связку «человек-строение» в качестве среды окружения.

Момент, когда не разделяются духовная миссия и утилитарное предначертание. В этом находит отражение эпохальный момент гегелевского толкования такого явления как «архитектура». Гегель осознаёт индивидуальность архитектурного творчества как самодостаточный вид искусства. В архитектуре философ подметил олицетворение чувственно осознаваемого момента духовного, человеческого мира.

Замечание 1

По мнению Гегеля, истоки архитектуры идентичны символичной стадии развития искусства. Он считал, что архитектура воплощает принцип символизма искусства, заключающийся в способности делать намёки на вложенный в неё смысл, проявляющийся во внешних компонентах. Замысел архитектуры следует искать не в разъединении, а во внутренней целостности. Если бы человек не искал воплощение замыслов души во внешнем источниках, то тогда все его творения были бы лишены разнообразия.

Согласно размышлениям Фридриха Гегеля об архитектуре, можно получить нижеизложенные выводы:

  • по смыслу и по способу воспроизведения носит символический характер;
  • громоздит формы, не проявляя дух в естественной форме, а запечатлевает символическую форму;
  • собирает в себе воедино: утилитарное, практическое и духовное предназначение.

Архитектура как вид искусства 3 – Студенты России
Рисунок 1. Исаакиевский собор

В представлении Фридриха Гегеля архитектура во время своего формирования минует такие этапы:

  • символический – этап самостоятельности архитектуры;
  • классический – этап формирования индивидуального духовного начала, когда зодчество теряет самостоятельность;
  • романтичный этап.

Понимание архитектурного искусства

Архитектура по отношению к другим видам искусства занимает исключительное положение, потому что именно она формирует основу той среды, в которой и существуют все иные произведения, определяет возможности их единства. Кто-то считает, что архитектура – это музыка в камне, для кого-то она отражение благополучия общества. В теории искусство архитектуры понятно и доступно практически каждому человеку. Но по факту архитектура людьми отнюдь не всегда легко воспринимается именно как вид искусства.

Вероятно, полезность различных зданий и сооружений, подпадающих под оценку их художественной ценности, одновременно создает барьеры в постижении образа архитектурных сооружений именно как произведений искусства. Но ведь с незапамятных времён сами люди стремились украсить своё жилище, создать в нём уют, сделать дом более запоминающимся, но в то же время отличным от других. Именно поэтому архитектура – одна из самых древних ингредиентов всей культуры человеческого общества на протяжении веков. И стоит она на «трёх китах»: незыблемость, ценность и красота.

Определение 1

Архитектура – искусство проектирования зданий, сооружений и различных комплексов, которые могут материализовать структурируемое пространство, очень нужное людям для их жизни и деятельности; плюс дальнейшего их строительства согласно назначению, конкретным целям, актуальным техническим возможностям, уровню развития производства и художественными взглядами на жизнь. Зодчество отличатся высоким уровнем гармонизации функциональности и эстетичности архитектурных форм.

Архитектуре характерно триединство, которое проявляется в комбинации трёх таких параметров:

  • устройство и состав – конструкция;
  • взаимной однозначность соответствия – функция;
  • понятие содержания и материи – форма.

В таком составе «триединство», наряду с изучением, представляет собой основную сложность в восприятии архитектуры как вида искусства. Как тот или иной вид искусства, архитектура своей обладает своей историей, а также располагает персональными целями, лаконичными средствами, возможностями, методами, способами, приёмами, особенностями восприятия. Вот почему процесс осваивания ключевых сведений об архитектуре и углубления знаний об её истории должен соответствовать отличительным чертам данного вида искусств.

Цели изучения архитектуры тождественны альтернативным целям обретения единых знаний об истории, о науке, о культуре и, соответственно, обязаны отражать потребность в разъяснении роли архитектуры в историческом и культурном процессе мирового значения. Представление архитектуры в роли духовного и материального начала жизнедеятельности человечества будет не полным, если посмотреть на архитектуру в свете профессиональной активности, которая состоит из практической проектной работы, деятельности архитектора-педагога, научных исследований.

Ознакомление с природой происхождения, особенностями и закономерностями архитектурного направления представляет собой базу для изучения архитектуры творчества. Действительность как строительная основа монолитного архитектурного образа, множественность его функций, недоговорённость, самобытность, абстрактность, ассоциативность, иносказательность, парадоксальность, существование путей для их постижения – это и есть потенциальные направления для получения доступа в мир архитектуры, который зачастую величают «второй натурой».

Архитектура – совершенно автономное направление в искусстве, посредством которого архитекторы материализуют своё видение мира, с помощью строительных материалов в образах, отвечающих требованиям искусства, воплощают идеи общества своего времени. Самыми эффектными параметрами любой цивилизации считаются её строения – объекты архитектуры. Постройки и сооружения способствуют оценить степень культурного, интеллектуального совершенствования конкретного народа, и общества в целом.

Подлинными методами художественного выражения архитектуры считаются:

  • композиционная структура;
  • тектоническая геология;
  • масштабный диапазон;
  • соразмерность;
  • ритмичное чередование;
  • изящность объемов и пластичность поверхностей;
  • окрас, фактура строительных и отделочных материалов;
  • соединение умений декоративно-прикладных искусств, синтез ремёсел.

Архитектура как вид искусства 5 – Студенты России
Рисунок 2. Коммерческий комплекс у метро «Теплый Стан»

Источник