Архитектура Индии

Архитектура Индии

  1. Формирование архитектуры в Индии
  2. Древние буддийские храмы
  3. Ново брахманский период
  4. Мусульманская архитектура

Архитектура Индии включает большое количество пространства и времени, обычно сберегая в себе обновленные идеи. Итогом вышеозначенного является сформированная архитектура, сохраняющая преемственную связь на протяжении всего исторического пути. Определенные начальные произведения архитектуры замечены у Индской цивилизации, которая существовала с 2600 по 1900 годы до нашей эры. Индская цивилизация отличается прекрасной планировкой городских построек. Вероучения и власть, как видно, не смогли отыграть основную роль в планировании и положении данных городских строений.

Формирование архитектуры в Индии

Возникновение индийской цивилизации произошло несколько тысячелетий назад. За это время культурное индийское наследие перенесло различные периоды существования. Народность Индии демонстрировала в архитектуре и искусстве свои взгляды на мир и на Вселенную. Архитектурная деятельность в культуре Индии постоянно располагалась в плотной взаимосвязи со скульптурными фигурами.

Не только фасады, но и полностью храмы Индии, являются покрытыми различными скульптурными фигурами и барельефами из камня. Во всех произведениях архитектуры Индии изначальным было выдвижение на первый план религиозной символики. Древнейшая индийская архитектура познала три ключевые стадии развития, которые зависели от религиозного вероисповедания, господствующего в определенное время в стране:

  • Древне брахманский период, продолжавшийся до 250 года до н.э., и фактически не оставивший никаких строений и памятников архитектуры.
  • Буддийский период, продлившийся примерно 1000 лет, и закончившийся в 750 году. 
  • Ново брахманский период, продлившийся до покорения Индии мусульманами, которое произошло в начале XVIII столетия.

В древней Индии львиная доля построек сооружалась из древесины, непосредственно поэтому данные постройки не дожили до нынешнего времени. Лишь на рассвете нашей эры индусы при строительных работах начали использовать камень. Это проявило существенное воздействие на религиозную архитектуру Индии. Началось появление храмов (мандиры), монастырей (махти), гробниц (самадхи) и прочих архитектурных построек, которые сооружались из камня для сохранения святых реликвий.

Древние буддийские храмы

Замечание 1

Храмы Карли и Аджанты являются самыми удивительными комплексами пещер, сохранившимися до нынешнего времени. Зачастую, рядом с буддийскими храмами располагаются кельи монахов. На территории Индии найдено примерно тысяча храмовых пещер.

Известны почитаемыми строения Индии, вырубленные в скалах. К примеру, чайтья в Карли. Чайтьи начали возводить еще в III столетии до Рождества Христова, начиная с царствования Ашоки Маурьи. Чайтья является храмом для осуществления молитвенных церемоний. Она высечена в виде удлиненного зала в скале.

В зале находились колонны из камня в два ряда. В глубине зала находилась статуя Будды либо ступа. С V столетия от Рождества Христова, началось строительство чайтьи отдельно стоящими сооружениями. Сегодня в сохранности находятся небольшое количество таких пещерных чайтьий.

Чайтья в Карли построена на скальном склоне холма, однако в ней сохранились деревянные стропила, прикрепленные к каменному потолку. В скальной породе высечено большое окно в виде подковы, для освещения внутреннего интерьера пещерной чайтьи.

Во внутренней части чайтьи в Карли интерьер немного перекликается с базиликом. Основная пещера является большущим залом, который располагает длиной в 45 метров и высотой в 14 метров. В данном зале множество колонн, украшенных скульптурными статуями людей, а также львов и слонов. В конце этого зала располагается классическая ступа. В зале для молебна находится сводчатый потолок, а вход является арочный.

В V столетии от Рождества Христова выстроен храм в Санчи со ступой. Индуистская ступа является привлекательным строением с позиции архитектурной деятельности. Со времен поклонения Будде, у индусов начала появляться необходимость в хранилищах религиозных реликвий. Первоначально ступы строились в виде насыпи земли с ограждениями.

Через определенное время был создан вид ступы в форме полусферы на возвышенности, которая напоминала квадрат. В верхней части ступа оканчивалась вместилищам для хранения ценных реликвий, имеющих сакральное значение, и символическими зонтами, которые символизировали разные стороны света. Строились ступы и отдельными людьми по обету, по данной причине, рядом с большими могли располагаться ступы поменьше.

Архитектура Индии 1 – Студенты России

Памятные ступы сооружались для почтения буддистских сильно почтенных святых. В дальнейшем ступа становиться величественным памятником, сооруженным из камня или кирпича. Полусфера, в форме которой сооружались ступы, была определенной символикой, означающей перевернутую миску Будды, служившую для собирания пожертвований.

Ступа венчалась павильоном незначительных размеров. Ценности размещали в специальную полость, а доступность к данной полости была открыта исключительно с верхней части. Со временем происходят усложнения в первоначально несложной конструкции ступы. Возникают разнообразные архитектурные украшения, возводятся различные скульптуры.

Ступа в Санчи считается одним из самых древних аналогичных строений. Высота данной ступы составляет примерно 24 метра, а радиус в основе ступы превышает 18 метров.

Ново брахманский период

По завершению VI столетия началось интенсивное смешивание брахманских идей с буддийскими вероисповеданиями. В это время храмы, расположенные в пещерах, преобразовываются в большие строения в виде башен на поверхности земли. Осуществляется распространение новейших видов храмов. Это пагоды, которые имеют внешность строений в два и более этажа.

Замечание 2

Архитекторы основывались на выдуманных жрецами теориях. Индусы доверительно относились к данным теориям, что творцы храмов осуществляют визит на небеса во время сна, и вдохновляясь великолепием, строят удивительные храмы, являющиеся орудием для реализации замыслов Богов.

Преобразование архитектуры в пещерах к архитектуре в виде башен прекрасно продемонстрирован Кайласом в Эллуре. Данное знаменитое строение, высеченное в скальной поверхности, обладает как пространством внутри, так и прекрасным и внушительным объемом снаружи. Архитектурные зодчие в ново брахманский период оказывали предпочтение камню для строительства храмов в виде башен, и нечасто применяли кирпичную кладку.

Ключевым строением храма того периода являлась одна более высокая башнеобразная конструкция, а также некоторое количество невысоких строений, которые примыкали к ней. В то же время площадь внутри храма являлась относительно малой, фактически такой же, как в пещерах, а снаружи размеры удивляли своей величиной и грандиозностью.

Мусульманская архитектура

В период расширения на территории Индии мусульманской религии возводятся строения архитектуры по подобию мусульман, с порталами, куполами, высокими минаретами. Процветание мусульманской архитектуры на территории Индии относится к XVI-XVII столетию. Это период возникновения в Индии государственности Великих Моголов. Архитектурные строения (крепости, мечети, мавзолеи, дворцы) строятся на территории Индии массово.

Господство Акбара в Индии оставило существенные следы в архитектуре страны. Во время его царствования произведена масса архитектурных строительств, а именно:

  • Дворец Акбара.
  • Крепость в Агре.
  • Лал-Кила в Дели.

Возведение сооружений в те времена осуществлялись из красного либо темно-желтого камня-песчаника. А взамен скульптурных статуй, запрещенных в исламе, интенсивно применялся декоративные украшения и вырезание по камню.

Архитектура Индии 3 – Студенты России

В XVII столетии, в период правления Шах-Джахана, творения архитектуры строятся из мраморного камня, и осуществляется инкрустация драгоценными камнями. Известный сказочный дворец, Тадж-Махал, сооружен как мавзолей для супруги данным монархом.

Зодчество древнейшей Индии, в большей степени ново брахманского периода, обрела огромную популяризацию в Камбодже, на островах Ява и Цейлон, Сиаме. Однако, в то же время, священные строения данных территорий существенно разняться от индусских строений. В данных сооружениях возможно отследить воздействие индуской архитектуры, однако не в таком уж демонстративном виде. Это в большей мере вариации на индусскую тематику.

Источник