Архитектура георгианской эпохи

Архитектура георгианской эпохи

  1. Городские особняки в георгианском стиле
  2. Иные сооружения георгианской эпохи

Георгианский период длится с 1714 года, года вступления на престол Георга I, до 1830 года, когда умер Георг IV. Были созданы промышленные и общественные здания, городские и загородные дома и виллы, чаще всего в классическом стиле, и сформированы великолепные ландшафты. Британские загородные дома и ныне почти утраченные городские дворцы стали олицетворением элегантности и изысканности.

В основе стиля лежит палладианское направление в архитектуре. Оно основано на работах Андреа Палладио (1508-1580), венецианского архитектора шестнадцатого века. Он стремился возродить принципы, лежавшие в основе древней архитектуры, включая пропорции, симметрию и правильное использование классических порядков.

Архитектура георгианской эпохи 1 – Студенты России

Ключевые признаки георгианского стиля:

  • Симметрия – типичная черта данного варианта недвижимости. В больших отдельно стоящих зданиях в георгианском стиле главная дверь, как правило, находится в центре здания.
  • Террасные дома в георгианском стиле обычно имеют дверь с одной стороны и, как таковые, не являются симметричными, что подчеркивает отсутствие жестких «правил».
  • Фрамуга – полукруглое окно со стеклянными решетками, расходящимися от центра, как открытый веер. Это типичный элемент над дверями домов в георгианском стиле. Они пропускают свет в коридор.
  • Выход от главной двери ориентирован прямо на пешеходную дорожку в парк.
  • Подвалы часто видны с уровня улицы и защищены железными конструкциями. Они использовались как помещения для прислуги и кухонь.
  • Основная жилая площадь находилась на уровне первого этажа. Верхние этажи –это место для приема гостей, детские и спальни.
  • Створчатые окна являются ключевой особенностью георгианских зданий, и они были тщательно спроектированы, чтобы придерживаться классических пропорций 1: 1,6, то есть высота окна в 1,6 раза больше его ширины. 
  • Шатровые крыши (наклон внутрь и вверх со всех сторон) – обычная черта георгианской недвижимости. Часто крышу прячут за декоративной стеной или парапетом. 
  • Дымоходы часто располагались на обоих концах здания в симметричном стиле.

Городские особняки в георгианском стиле

Классическая георгианская постройка – дом, одиноко стоящий в собственном благоустроенном парке. Это также период, когда были сделаны первые шаги к последовательному подходу к городскому планированию.

Особенности зданий:

  • Некоторые ранние георгианские особняки (например, Саттон-Скарсдейл-холл, Дербишир) продолжали принимать монументальный стиль барокко, популяризированный в поздний период Стюартов. Но вскоре более чистые архитектурные имитации классических римских и греческих оригиналов, отфильтрованные через проекты венецианского архитектора 16-го века Андреа Палладио и оригинального Витрувия Британика (1715–1725) шотландского архитектора Колена Кэмпбелла, опередили всех.
  • Лидировали ультрамодные виллы на окраинах георгианского Лондона. Компактный дом на Мраморном холме (начатый в 1724 году) стал образцом не только для многих английских особняков, но и для плантационных домов в американских колониях.
  • Дом Чизвик с куполом и колоннадой, спроектированный архитектором графом Берлингтоном в 1729 году, является гораздо более чисто палладианским храмом в римском стиле для коллекции произведений искусства, для демонстрации которого он был построен.

Большинству сооружений данной эпохи присуща изящность. Деор и размеры здания напрямую зависли от социального статуса жильцов. Георгианских стиль в архитектуре стал эталоном для многих стран того времени.

Иные сооружения георгианской эпохи

Самыми удивительно грандиозными сохранившимися интерьерами того периода являются дома Апсли, творение Роберта Адама, перестроенное в имперском масштабе для герцога Веллингтона между 1819 и 1830 годами. Апсли также является последним неизмененным уцелевшим из великих лондонских таунхаусов, незаменимым для любой георгианской семьи, претендующей на власть или общественное лидерство. С 1811 года люди с меньшим достатком могли вместо этого выбрать дом на одной из новых террас Риджентс-парка с дворцовым видом. На самом деле это обычные кирпичные дома за эффектными оштукатуренными фасадами, спроектированные Нэшем.

От Уэйкфилда до Уэймута террасы и площади более скромных, но восхитительных таунхаусов являются одними из самых важных архитектурных наследий георгианского периода. Во многих из тех же городов также сохранились внушительные общественные здания того периода, что отражало растущий коммерческий успех и гражданскую гордость. Возникли ратуши, театры, концертные залы, биржи и торговые центры, процветали фешенебельные курорты и курорты, такие как Бат и Брайтон.

Палладианство не было новым для Британии, поскольку его отстаивал Иниго Джонс (1573-1652) в предыдущем столетии.  Его влияние можно увидеть в его работах в Королевском доме в Гринвиче, Банкетном доме в Уайтхолле и Королевской часовне в Сент-Джеймс в Лондоне.  Однако из-за потрясений Гражданской войны и Междуцарствия этот стиль так и не прижился полностью.

Архитектура георгианской эпохи 3 – Студенты России

Новое поколение архитекторов начало сознательно возрождать видение Палладио, чему способствовал первый полный перевод на английский язык его «Четырех книг об архитектуре» 1716 года. Ричард Бойль, 3-й граф Берлингтон (1694–1753), вместе со своим протеже Уильям Кентом (1685-1748) отстаивал новый стиль, спроектировав среди других зданий знаменитую виллу с центральной планировкой Chiswick House. Как и во многих палладианских зданиях, простой внешний вид Чизвика разительно контрастирует с его богато украшенными интерьерами, многие детали которых были взяты из древнеримских зданий или проектов (например, камины и потолки) Иниго Джонса.  Другие известные палладианские здания включают Холкхэм-холл в Норфолке и аббатство Вобурн в Бедфордшире.  Основными сторонниками палладианского стиля были Колен Кэмпбелл (1676–1729), чья влиятельная публикация Vitruvius Britannicus (1715–1725) помогла продвижению стиля, Генри Флиткрофт (1697–1769) и Мэтью Бреттингем (1699–1769).

Единого георгианского стиля в интерьере фактически не существовало. Более ранний классицизм к 1760-м годам уступил место «французскому и женоподобному» рококо или шинуазри, или тому и другому вместе взятому. К началу 19 века строгий классицизм уже не преобладал. Налицо большое разнообразие стилей, от строго простого греческого возрождения, примером которого являются Белсей-холл в Нортумберленде и The Grange в Нортингтоне, Хэмпшир, до индийско-китайско-египетского Брайтонского павильона.

Источник